Мы уже привыкли к этим людям без крыши над головой. Но Игорь Коновалов среди них — человек особенный
Вечерами он спит в общественном транспорте, нарезая круги в автобусах и троллейбусах по заданным маршрутам. А когда открываются двери метро, спускается в подземку, где собирает недокуренные сигареты, какие-то оставшиеся от других пожитки.
Раз в неделю он снимает угол в самом убогом хостеле, где успевает и сам отмыться, и вещи перестирать, а телефон включает только тогда, когда нужно выйти на связь. Иногда Игорь подрабатывает курьером. Но самое интересное, что, даже оказавшись в столь чрезвычайной ситуации, этот человек не только не сдается, но и снимает фильмы, которые пользуются успехом в киноклубах, где он их, в основном, и демонстрирует.
Непростой судьбой Игоря Коновалова заинтересовался молодой оператор и режиссер Влад Баханович, чья картина «Мясорубка» получила приз за лучший дебют на кинофестивале «Амурская осень». Влада настолько тронула история 55-летнего Игоря Коновалова, что он решил снять о «странном киношнике» документальный фильм под названием «Бездомный с киноаппаратом».
— Меня поразила жизнестойкость Игоря, который несмотря на обстоятельства, продолжает снимать и снял уже 79 фильмов, в основном короткометражных, — рассказал нам Влад при встрече. — Фильмы Игоря — это продолжение его фантазий о собственной жизни. Они, конечно, наивные, но такие искренние, живые и незаслуженно обделенные зрительским вниманием. При этом Игорь сохраняет неповторимый авторский стиль. С точки зрения кино, фильмы Коновалова настолько неправильные, что их… интересно смотреть. Такой вот парадокс. Его стилистика чем-то напоминает «Комнату» (драматический фильм о любовном треугольнике, снятый американским актером, режиссером и продюсером в одном лице Томми Вайсо. — Ред.).
При всем при том Игорь свободен, как свободен только истинный художник. У него нет ничего за пазухой, а все, что появляется, он тут же тратит на создание фильмов.
По словам Влада Бахановича, бездомным Коновалов, в прошлом учитель истории и журналист, стал волею обстоятельств. Жил с матерью, а когда она умерла, не смог находиться в этой квартире и продал ее за миллион рублей. Часть денег отдал сестре, часть потратил на съемки четырех фильмов, часть попросту растранжирил, хотя человек он без вредных привычек, абсолютно адекватный. У него хорошо поставленная речь.
— Почему же нормальный человек ведет такой образ жизни?
— Трудно сказать. Возможно, это побег от реальности. Зато, когда Игорь снимает кино, он преображается весь, чувствуя свою значимость.
— А ты, Влад, можешь представить себя на его месте, в такой же ситуации?
— Я настолько (как и Игорь, впрочем) люблю кино, что, окажись бездомным, делал бы то же самое. Для меня просто снимать кино намного важнее, чем материальные ценности, например, деньги. В этом мы с Коноваловым совпадаем.
— Вам уже удалось найти деньги на съемки фильма о нем?
— Увы, пока нет. Но мы уже объявили в соцсетях сбор средств и на мой фильм, и на новую картину Коновалова. Это мюзикл с элементами триллера и эксцентричным названием: «8 дней топ-менеджера Паши в стиле танца зук» (танец со страстным латиноамериканским темпераментом. — Ред.).
— И думаете, сможете найти?
— Да я просто уверен в этом!
Андрей Князев, Максим Сидоров
“Новый вторник”