Исследовательский холдинг «Ромир» выяснил, что темпы роста розничных продаж в России резко снизились. Эту ситуацию специалисты называют беспрецедентной: до сих пор устойчивое падение спроса фиксировалось только в летние месяцы или в самом начале года, после новогодних каникул. Сейчас же, впервые с начала 2008 года потребительская активность россиян снижалась сразу два осенних месяца подряд.
Как пишет газета “Коммерсантъ”, в минувшем ноябре покупательская активность снизилась на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем этого же года. При этом, если еще в октябре сохранялся хотя бы символический прирост на 3% к аналогичному месяцу 2012г., то расходы ноября оказались уже на 1% меньше, чем в ноябре 2012г., а с учетом инфляции – на все 6,5-7%.
В последний раз столь негативная динамика наблюдалась летом 2010 года. Тогда специалисты объяснили ее экстремальной жарой в европейской части страны. Но сейчас речь идет о новом среднесрочном тренде: снижении расходов россиян на продукты питания и росте – на непродовольственные товары.
В частности, снижаются продажи большинства видов алкоголя. Положительную динамику, по данным Росстата за десять месяцев, показали только коньяки и коньячные напитки (бренди, кальвадосы), чьи продажи выросли на 0,8%, до 9,8 млн дал. А вот водка и ликероводочные изделия продавались хуже всего: падение достигло 6,6%, – до 113,5 млн дал. Впрочем, основное влияние на продажи, по мнению участников рынка, оказало не снижение покупательской способности, а возобновившийся из-за повышения акциза на крепкий алкоголь рост нелегального рынка, пишет РБК.
Спрос потребителей снижается также в одежном и обувном ритейле, подтверждают собеседники «Коммерсанта». В консалтинговой компании Esper Group основной причиной называют сокращение потребительского дохода.
Ощутили снижение спроса и в ресторанах, прежде всего сетевых. Выручка “Росинтера”, развивающего сети “IL Патио”, “Планета Суши”, TGI Fridays и Costa Coffee, за девять месяцев упала на 2,6%, до 7,3 млрд руб. Падение в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказалось еще глубже – на 8,6%, до 2,3 млрд руб.
В целом люди по-прежнему ходят в магазины, но при сохраняющемся трафике количество клиентов сократилось на 15-20%, число позиций в чеке – на 24%, а выручка в номинальном выражении в среднем выросла лишь на 3,6% (данные в среднем по 50 игрокам масс-маркета в 40 городах России за январь-ноябрь 2013г.).
На протяжении всего 2013г., начиная с конца зимы, наблюдается падение спроса на бытовую технику и электронику (БТЭ) как на уровне компании, так и по всему рынку в целом, признается руководитель аналитического отдела “Эльдорадо” Елена Жукова. Виновата общая макроэкономическая ситуация, полагает госпожа Жукова: рост доходов населения замедлился, из-за чего потребители реже покупают БТЭ, хотя предложение увеличивается, а конкуренция растет.
Стагнация спроса дошла и до продаж жилья, отмечают эксперты “Ъ”. При этом на рынке первичной недвижимости он пока сопровождается активным ростом предложения. Так, с января по ноябрь этого года на рынке Москвы появился 21 новый объект, большая часть из которых относится к экономклассу, при этом спрос оказался на 5% ниже прошлогоднего показателя, отмечает гендиректор “Метриум Групп” Мария Литинецкая.
Служба информации «НВ»