Мыльный пузырь «Pussy Riot»

На свободе участницы панк-группы мало кому интересны.

9766

23 декабря участницы панк-группы «Pussy Riot» Мария Алехина и Надежда Толоконникова вышли на свободу в связи с амнистией, объявленной к 20-летию российской Конституции. Еще не улеглись страсти вокруг помилования «узника номер один» – Михаила Ходорковского, как к ним добавились подробности освобождения двух молодых женщин, которых некоторые считали «узницами номер два». Мария Алехина даже сравнила свой выход из колонии с освобождением бывшего главы ЮКОСа, намекая тем самым на важность, как своей персоны, так и дела «Pussy Riot» в борьбе против путинского режима.

«Я думаю, что нас не выпустили сразу после публикации закона об амнистии, потому что колония занималась оформлением документов и ждала какого-то приказа, – сказала Алехина в одном из первых интервью, данных ею после освобождения. – Утром пригласили моего адвоката, провели все необходимые процедуры, отдали личные вещи и выдали зарплату: 2000 рублей. После этого отвезли на железнодорожный вокзал, но я не стала уезжать. Из колонии меня увезли на черной «Волге». То есть мое освобождение было концептуальным. Ходорковского тоже вывозили на черной «Волге», правда, после этого посадили на самолет. Думаю, что ФСИН не любит гласности и излишнего внимания к себе. Администрация колонии сделала все возможное, чтобы мне не устроили громких прощаний».

Честно говоря, подобное сравнение представляется, мягко говоря, несколько натянутым. Кроме вывоза из мест заключения на черных «Волгах», которые наверняка в качестве служебных машин используются не только в нижегородской и карельской колониях, но и во всех остальных учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, ничего общего больше и нет. Ну, разве только, что и Ходорковский, и участницы панк-группы из своих «зон» отправились не по своим домам. Бывший олигарх объяснил свой прилет в Германию незакрытым до сих пор иском по первому делу. Но, скорее всего, перемещение за кордон было одним из тайных условий сделки по освобождению Ходорковского. Алехина, выйдя из колонии, демонстративно решила сразу же поговорить с членами нижегородского «Комитета против пыток», как будто такового нет в Москве. Толоконникова объяснила свое решение остаться на несколько дней в Красноярске, где она отбывала наказание, желанием пообщаться с бабушкой, которая, видимо, там живет. Что вполне разумно, когда еще представится такая оказия.

А про сопоставление личностей бывших заключенных под номерами один и два даже и говорить как-то неловко, все и без лишних слов очевидно.

Наказание в виде двух лет реального срока для девушек из панк-группы, по мнению многих правозащитников и западных политиков, было жестким. На акцию ведь сначала никто даже не обратил внимания, кроме людей, находившихся в храме Христа Спасителя, ну, и, само собой, церкви. Но церковники шум сначала не поднимали. А потом кто-то, похоже, из Кремля, решил воспользоваться этой ситуацией в своих целях. Так дело стало резонансным.

Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков считает, что освобождение участниц группы «снимает некоторые факторы раздражения в отношениях» России и Запада. «Но я не считаю, что это скажется каким-то определяющим образом, потому что те, кто делает ставку на противостояние с Россией, найдут другие поводы», – сказал Пушков на пресс-конференции в РИА «Новости». «Потенциал антироссийской деятельности на Западе сохраняется очень большой. Но проведенной амнистией снимаются некоторые аспекты», – добавил глава думского комитета.

Напомним, что Мария Алехина и Надежда Толоконникова 17 августа прошлого года были признаны виновными по статье «хулиганство» за так называемый панк-молебен «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя, и приговорены к двум годам тюремного заключения в колонии общего режима.

Теперь, слава Богу, черные страницы жизни перевернуты. Что ждет узниц совести, каковыми считает участниц группы «Pussy Riot» международная правозащитная организация Amnesty International, на свободе?

Известный публицист Леонид Радзиховский весьма скептически оценил перспективы девушек занять передовые позиции в гражданском обществе. «Общественное мнение, которого в России особо нет, о них более или менее уже забыло. Их выход на свободу – это заключительная точка. Желание адвокатов еще немного попиариться – вполне понятно, но этот пиар кроме самих адвокатов, может быть, еще десятка журналистов в основном на Западе и в России тоже никого не интересует», – приводит слова Радзиховского bfm.ru.

Что же касается самого общественного мнения, то социологический опрос, проведенный «Левада-центром» и опубликованный в сентябре 2013 года, выявил некоторые любопытные вещи: ни один россиянин не испытывает к участницам группы «Pussy Riot» уважения. О скандальном выступлении группы в храме Христа Спасителя в феврале 2012 года слышали 78% россиян, у 27% опрошенных участницы группы вызывают неприязнь, 23% не могут сказать о них ничего хорошего. 20% респондентов они безразличны, 19% при их упоминании испытывают раздражение. Правда, 6% россиян им сочувствует, а 2% не могут сказать об участницах группы ничего плохого.

Оказавшись после года и девяти месяцев заключения на свободе, Мария Алехина и Надежда Толоконникова заявили о том, что хотят заняться правозащитной деятельностью. Но если защищать права заключенных они будут такими же экстремальными методами, как и свои «левые антиавторитарные» взгляды, то вряд ли добьются серьезного успеха на этом поприще. А то, что взгляды не изменились, говорят слова Марии Алехиной, сказанные ею в одном из интервью после освобождения: «Я горжусь тем, что мы сделали. И если бы мне предложили вернуться в прошлое и все изменить – я думаю, мы бы постарались допеть песню до конца».

Геннадий ШАЛАЕВ

Ранее

Не стало легендарного конструктора Михаила Калашникова

Далее

МБХ: из зоны в Еврозону!..

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru