Стало известно, что Минпромторг намерен выделить более 15 млрд рублей на доработку авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (SSJ, «Сухой Суперджет-100»), превратив его в более продвинутый вариант — Superjet New
Замысел патриотичный: борьба с чуждым нам импортом, с иностранными комплектующими, которых нынче в SSJ более 80%. А сколько было красивых лозунгов и обещаний, когда начинали проект, отодвигая далеко в сторону другие, практически готовые разработки российских авиаконструкторов! И будет чудо-SSJ построен исключительно на коммерческой основе, и станет символом возрождения российского машиностроения. Вот только деньжат бы чуть-чуть…
Разговоры «про чуть-чуть» пошли, когда крестные отцы Superjet 100 из АО «Гражданские самолеты Сухого» стали понимать, что затея трещит по швам и никаким коммерсантам ее не вытянуть. Сам замысел с максимальным участием иностранных фирм и наклеиванием отечественных этикеток оказался провальным. И авторы напрочь забыли обещания не брать денег из бюджета, а, наоборот, принялись его активно доить.
Прием в российской практике нередкий. Раструбить о престижности проекта для страны, потратить побольше, чтобы возврата уже не было, и просить у властей новые миллиарды. Отступать-то поздно!
SSJ стал самым дорогостоящим проектом российского гражданского авиастроения. По данным Счетной палаты, к 2012 году туда ухнули 17 млрд рублей из бюджета и 27 млрд рублей из внебюджетных источников, включая кредиты госбанков. И поток миллиардов продолжается…
Сегодня производство SSJ убыточно. Каждый новый самолет приносит его производителю не прибыль, а убыток, который затем покрывается из госбюджета. Только на одном двигателе потери под миллион долларов.
Теперь создатели мегапроектов — «черных дыр» запускают обещания и лозунги по новому кругу, рассказывая, что в результате новых затрат на Superjet New иностранных комплектующих останется «всего» 50%. Правда, на это может уйти еще с десяток лет и гораздо больше выделяемых Минпромторгом 15 млрд рублей. А наше авиастроение отстанет от мирового навсегда.
Вердикт вынес Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев: «Этот самолет изначально не самолет — гибрид. Когда ишака с лошадью смешивают, получается мул — животное, которое никому не подчиняется. Так и этот самолет, как мул, ни летчикам, ни конструкторам, ни инженерам, ни техникам не подчиняется».
Такой вот гибрид вывели.
Лаврентий Павлов
“Новый вторник”