Как боязнь всего китайского разоряет московские отели и рестораны
Из страха заразиться коронавирусом москвичи стали реже заказывать товары из Китая, обходить стороной китайские рестораны и отменять бронирования в гостиницах, где обычно селятся азиатские туристы. Это нанесло серьезный удар по столичному бизнесу: компании теряют до 80% сезонной выручки.
«Бурное обсуждение коронавируса в интернете, конечно, увеличивает настороженность ко всему китайскому. Шутят, что многие даже на всякий случай не выходят на станции метро «Китай-город», — говорит Дмитрий Сидорин, основатель агентства по управлению репутацией «Сидорин Лаб». И если высказывание про «Китай-город» — действительно шутка, то другие суеверия вполне реальны: кто-то зажимает нос, проходя мимо людей азиатской внешности, и демонстративно выходит, оказавшись с ними в одном вагоне метро, многие отказываются посещать заведения, если среди сотрудников есть китайцы, и боятся открывать посылки с китайской печатью. Как выживают рестораны китайской кухни, China-friendly отели и службы доставки китайских товаров в условиях растущей синофобии — неприязни ко всему китайскому?
«Видно, что у людей паника»
«Арт Москва Войковская» стала первой российской гостиницей, откуда 25 января эвакуировали китайских туристов с симптомами ОРВИ и подозрением на коронавирус. Все кончилось хорошо — врачи не нашли у постояльцев признаков пневмонии. Несмотря на «дурную славу», поток гостей в «Арт Москва Войковская» не сократился, уверяет генеральный менеджер заведения Михаил Волков: по его словам, гости из КНР формировали не более 10% загрузки отеля, а вопросов о том, остались ли китайцы среди постояльцев, поступает «немного».
Другим отелям повезло меньше: гостиница «Альфа» в Измайлово, например, уже потеряла около 20% выручки. Чтобы успокоить гостей, от которых звонки с вопросами о присутствии китайских туристов поступают почти ежедневно, руководство гостиницы организовало круглосуточное дежурство бригады скорой помощи у входа в гостиницу. Персонал «Альфы» каждый день предоставляет информацию о самочувствии гостей в Комитет по туризму Москвы и Роспотребнадзор — письма с такой просьбой отельеры получили еще 27 января. «Видно, что паника у людей», — заключает начальник управления продажами отеля Анна Пономарева.
Персонал Prince Park Hotel у метро «Теплый Стан» на подобные звонки честно отвечает, что китайские граждане в отеле бывают. После этого клиенты чаще всего отменяют бронирования, рассказывает Тимофей Поляков, руководитель службы приема и размещения отеля. По его словам, в январе выручка Prince Park Hotel снизилась вполовину, а в феврале ожидается падение до 80%. «Пропаганды, что вируса нет, мы не ведем, но на словах с крупными партнерами объясняем, что, на наш взгляд, все это раздуто и причин для переживаний особых нет», — заключает Поляков.
«Шутят, что многие на всякий случай не выходят на станции метро «Китай-город»
В действительности основной ущерб гостиницам приносят не излишне беспокойные гости, а запрет на туризм из Китая, отмечает Александр Агамов, исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества в туризме «Мир без границ», которая развивает программу China Friendly — сообщество российских компаний из сферы гостеприимства и туризма, которые создают для китайцев комфортные условия пребывания в стране. По сообщению Российского союза туриндустрии, с 28 января из-за коронавируса туроператоры приостановили прием новых туристических групп из Китая, между странами было ограничено воздушное сообщение. Власти КНР тоже ввели ограничения на отправку граждан за рубеж. «Все реперные точки представления китайских граждан о России — балет — Большой театр; власть — Красная площадь, Кремль, Оружейная палата; революция — Мавзолей; искусство — Третьяковка, Пушкинский музей, цирк; люксовый шопинг — ЦУМ, — лишены львиной доли выручки», — отмечает Агамов.
На данный момент в России осталось около 2000 самостоятельных путешественников из КНР, успевших въехать в страну по туристическим визам до объявления эпидемии, приводит цифры Агамов. По словам Анны Пономаревой, в гостинице «Альфа» остались только индивидуальные туристы, которые приехали в Россию по делам. Чтобы справиться с падением выручки, отель делает ставку на гостей из Индии и Кореи, поток которых из-за коронавируса не изменился — для этого гостиница даже получила сертификат India Friendly (программа по продвижению России на туристическом рынке Индии).
Черная полоса азиатской кухни
Не меньше отелей страдают китайские рестораны. Снижение выручки на 15-20% наблюдает закусочная «Чихо» на Покровке, на 30-40% — ресторан «Китайский сад» на Краснопресненской набережной, на 50% — ресторан «Джимми Ли» на проспекте Мира. Сильнее всего из опрошенных Forbes заведений коронавирус ударил по ресторану «Дружба» у метро «Новослободская» — там выручка снизилась на 60%. А в ресторане «Старый Пекин» на Ленинском Forbes и вовсе сообщили, что заведение закрылось — по словам сотрудника, «на ремонт», но когда ремонт закончится и закончится ли вообще, собеседник не уточнил.
В случае с общепитом негативный эффект вызван не исчезновением китайцев из Москвы, а неоправданным страхом москвичей перед всем китайским. «На этой почве очень много русских и европейских гостей боятся ходить в китайские рестораны. Обходят нас стороной», — рассказывает Елена Мелихова, управляющая «Дружбы».
По мнению рестораторов, боязнь всего китайского подогревают сообщения СМИ и публикации в соцсетях. «Была надежда на наших постоянных посетителей, но и они под влиянием СМИ практически перестали к нам ходить», — делится Ксения Коваленко, директор ресторана «Джимми Ли».
По данным агентства по управлению репутацией «Сидорин Лаб», за последние три недели в Рунете появилось более 700 000 постов и комментариев с упоминанием коронавируса. «Очень многие звонили и отказывались от брони, сказали, что боятся. Чего бояться, я не пойму. Паника просто. Свалили нам бизнес», — сетует Мелихова. «Сидорин Лаб» сами потеряли 2 млн рублей из-за отмены бизнес-мероприятий в Гонконге — иностранные спикеры отказались туда ехать.
«Чего бояться, я не пойму. Паника просто. Свалили нам бизнес»
По словам Мелиховой и еще нескольких управляющих ресторанами, в последнее время они получают массу звонков от посетителей, которые спрашивают, бывают ли в заведении китайцы, работают ли у них сотрудники из Китая и откуда привозят продукты. На самом деле, большинство таких ресторанов имеют очень косвенное отношение к Китаю — продукты для национальных блюд закупаются в России, а среди персонала чаще встречаются граждане СНГ, чем КНР.
«Креветки, осьминоги, морские гребешки, грибы, соевый соус мы закупаем у российских поставщиков, которые получили разрешение санитарно-эпидемиологической станции и необходимые сертификаты. Возить из Китая просто нерентабельно», — подтверждает управляющая «Дружбы». По ее словам, в ресторане висят инструкции на русском и китайском языках о том, как часто нужно мыть руки, как обращаться с инвентарем и продуктами, некоторые рестораторы закупили ультрафиолетовые лампы для кварцевания и защитные маски. Перед началом работы или после возвращения из отпуска в Китае все сотрудники-граждане КНР обязаны пройти медицинское обследование в сертифицированном медицинском центре, специализирующемся на предприятиях общественного питания (например, таком).
Страх с доставкой на дом
Еще в самом начале эпидемии в интернете стали появляться мемы, обыгрывающие страх россиян перед посылками из Китая. Идея о том, что «коробки из AliExpress» могут стать переносчиками смертоносного вируса, действительно укоренилась в головах заказчиков, говорит Ольга Пешкичева, основатель маркетплейса совместных покупок 63pokupki.ru, среди которых встречаются китайские товары. По ее словам, в службу поддержки маркетплейса стали обращаться пользователи с вопросом о том, насколько безопасно приобретать китайские товары. «Мы обеспечили коллег информационными материалами о том, что вирус не устойчив к окружающей среде, не выдерживает температуру более 40 градусов и не живет вне человеческого организма более двух суток. В разговорах и переписке с пользователями мы ссылаемся на соответствующее заявление главы Роспотребнадзора, которая также заявила о безопасности китайских товаров», — рассказывает Пешкичева.
Вирус очень нестоек во внешней среде: при высыхании слюны, с которой он передается, инфекция умирает, поэтому товаров из Китая бояться не стоит, развеивает миф Дарья Елиневская, главный врач клиники «Верамед Премиум». Врач-токсиколог, научный журналист Алексей Водовозов призывает не делать однозначных выводов: «Единственное, на что можно опираться сейчас, — заявление ВОЗ о том, что длительность выживания вируса 2019-nCoV на поверхностях пока не установлена. Предварительные данные говорят о том, что она может сохранять жизнеспособность в течение нескольких часов».
Представитель AliExpress в России заявил Forbes, что конкретно у них падения объемов продаж нет, а проблемы с доставкой посылок связаны исключительно с затишьем в период китайского Нового года, празднование которого на фоне эпидемии было продлено на неделю, до 17 февраля. «Из-за недавно объявленного продления каникул некоторые заказы, которые размещены на AliExpress 20 января или позднее, могут быть обработаны и отправлены с задержкой. Покупатель и продавец платформы могут согласовать между собой возможность отмены заказа», — отметил представитель пресс-службы интернет-магазина. Данные по количеству задержанных и отмененных заказов компания не раскрывает.
«Все реперные точки представления китайских туристов о России лишены львиной доли выручки»
Пострадали и b2b-компании, которые ориентированы на узкую аудиторию бизнес-клиентов. «Это [продленные в связи со вспышкой коронавируса каникулы] сказывается на выручке компании не лучшим образом, но пока критической ситуации нет. Количество заказов на грузоперевозки в сравнении с 2019 годом уменьшились на 45%», — говорит Андрей Сулла, заместитель директора операционного управления по железнодорожным перевозкам группы компаний AsstrA.
В сложной ситуации оказалось маркетинговое агентство Market Entry Atelier, которое помогает россиянам запускать и продвигать бизнес в Китае, рассказывает гендиректор российского офиса Екатерина Берлова. «Практически до нуля» упал спрос на вывод бизнеса в Китай, сотрудники российского офиса не могут проехать к китайским подрядчикам для проверки качества заказа и вынуждены переносить сроки по проектам. «Уже сейчас можем с уверенностью сказать, что первый квартал в Китае мы отработали в минус», — говорит Берлова. Чтобы нивелировать негативный эффект, компания начала активно развивать российское и европейское направления бизнеса. Тем не менее, по словам Берловой, ни одни деловые переговоры не обходятся без обсуждения коронавируса — «это уже правило хорошего тона, как у британцев рассуждать о погоде».
F*ck coronavirus
Впрочем, Москва не самый пострадавший от синофобии регион России — на Дальнем Востоке владельцы кафе выставляют заведения на продажу, потому что у их сотрудников из Китая заканчиваются рабочие визы, а выдачу новых правительство КНР временно приостановило. В продовольственных магазинах начался дефицит овощей и фруктов, которые раньше завозили из Китая, продукты подорожали в 1,5-2 раза. «Покупатели стали подшучивать над нами. Может прийти человек за джинсами, а когда я принесу товар, спросить: «А вы меня коронавирусом не заразите»?», — рассказывал продавец иркутского рынка «Китай-город».
В Европе дела с синофобией обстоят еще хуже — в Италии, Нидерландах, Франции и других странах предприниматели начали вешать на двери таблички, запрещающие китайцам вход в заведение. Чтобы остановить «поток безумия», французы запустили в соцсетях флешмоб #jenesuispasunvirus (международный вариант#iamnotavirus), который призывает уважать людей всех национальностей. По данным сервиса для мониторинга соцсетей Keyhole, акцию поддержали более 75 000 пользователей Twitter, Instagram, Facebook, суммарный охват аудитории превысил 150 млн человек.
Московские заведения знают про движение и участвуют в нем. А закусочная «Чихо» добавила во флешмоб креатива, раздав официантам футболки с надписью «F*ck coronavirus». Эту акцию придумала управляющая заведением, чтобы выступить против притеснения всего китайского и привлечь внимание посетителей к проблеме. «Люди заходят, удивляются, улыбаются», — рассказала Дарья Мироманова, сотрудник «Чихо». Но на быстрый эффект от таких акций в закусочной не рассчитывают. «Я думаю, пока в соцсетях не начнут говорить, что все успокоилось, все хорошо — до этого момента люди не начнут возвращаться», — заключает Мироманова.
Ильмира Гайсина
По материалам: “Forbes”