Сбербанк и Mail.ru пошли за «Самокатом»

Компании ведут переговоры о покупке доли в главном конкуренте «Яндекс.Лавки»

Совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group в течение месяца может купить долю в «Самокате» — одном из крупнейших сервисов экспресс-доставки продуктов, говорят источники Forbes. Стороны потенциальной сделки возможное партнерство не комментируют.

В ближайший месяц СП Сбербанка и Mail.ru Group станет совладельцем сервиса экспресс-доставки продуктов «Самокат», рассказали Forbes три источника на фудтех-рынке. Через какое юрлицо будет осуществлена покупка, сумма и точные сроки сделки неизвестны. Основатели «Самоката» Вячеслав Бочаров и Родион и Кирилл Шишковы, представители Сбербанка и Mail.ru Group комментировать возможное партнерство отказались.

Источник Forbes в СП подтвердил факт готовящейся сделки. «Подробностей не знаю, но о том, что покупка состоится, узнал на прошлой неделе», — отметил он. По словам другого источника, близкого к переговорам, Сбербанк и Mail.ru Group получат от 25% до 45% в «Самокате», еще от 30% до 50% останется у основателей и нескольких инвесторов, вложившихся в проект на старте. Еще 27% продолжит владеть «дочка» ГК ПИК Сергея Гордеева «ПИК Инновации», которая инвестировала в сервис $10 млн в июле 2019 года. Пресс-служба ПИКа также отказалась от комментариев.

«Сделка в целом вытекает из логики поведения наших IT-гигантов. Было очевидно, что они не смогут пройти мимо такого большого сегмента, как экспресс-доставка продуктов. «Самокат» — один из самых ярких представителей рынка, и неудивительно, что он обратил на себя внимание стратегов», — считает владелец и гендиректор сервиса по доставке еды «Dostaевский» Владимир Овелян.

В январе 2020 года Delivery Club, входящий в СП Сбербанка и Mail.ru Group, запустил доставку продуктов до дома в партнерстве с «Самокатом». Это косвенно указывает на то, что сделка будет проведена именно через СП, считает управляющий сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис. «Поскольку Mail.ru теперь не может заниматься этим бизнесом без Сбербанка, то последний не может не участвовать в сделке», — уверен он.

Если «Самокат» войдет в СП, он «абсолютно точно вырвется в лидеры рынка экспресс-доставки продуктов, но рано или поздно у них установится паритет с [проектом «Яндекса» по доставке продуктов] «Яндекс.Лавкой», считает основатель венчурного фонда the Untitled Ventures Константин Синюшин.

Фото Maxim Shemetov / Reuters

«Самокат» вырос из приложения для общения управляющих компаний и жильцов многоквартирных домов Smart.Space, которое Бочаров и Шишков запустили в начале 2017 года. К основным функциям добавили опцию «Магазинчик», которая позволяла заказать с доставкой товары повседневного спроса — соль, спички, молоко. Вскоре функцию выделили в отдельное приложение. В 2018 году под эту идею основатели привлекли $1,5 млн от нескольких частных инвесторов. Средства позволили открыть пять собственных складов, а число заказов нарастить до 8000 в месяц. Приложение переименовали в «Самокат». Продукты закупали в сети Metro Cash & Carry, а доставляли пешими курьерами за 15-30 минут. Средний чек составлял 400 рублей, наценка «Самоката» — около 8%. Сейчас сервис работает в Москве и Санкт-Петербурге.

Летом 2019-го проект закрыл второй инвестиционный раунд, договорившись о вложениях с «дочкой» ПИК. Благодаря полученным $10 млн удалось нарастить число складов до 120 (для сравнения, у «Яндекс.Лавки» — чуть более 80) и выйти на показатель до 100 000 заказов в неделю. В 2019 году выручка «Самоката», по подсчетам Forbes, составила 730 млн рублей. Компания работает в операционный минус (размер убытка не раскрывается), но три первых склада уже вышли в прибыль, уверяют основатели.

Вячеслав Бочаров — выходец из сети «Магнит», Родион Шишков с 2008-го был вице-президентом по инновациям в Yota. Около полугода в 2015-м партнеры вместе работали в «Почте России» (Бочаров в том же году по просьбе Сергея Галицкого вернулся в «Магнит»).

Сбербанк и Mail.ru Group всерьез интересуются рынком доставки продуктов. В октябре 2018-го интернет-холдинг вложил $1 млн в стартап Foodza, который искал региональные фермерские хозяйства и дистрибьюторов бакалеи, закупал у них продукты и продавал общепиту в режиме одного окна. Несмотря на поддержку Mail.ru Group, в январе 2020 года стартап закрылся из-за нерентабельности. В апреле 2019-го уже вместе со Сбербанком холдинг вложил 500 млн рублей в еще один фудтех-стартап — сервис доставки продуктов из магазинов Instamart. На двоих компании, по расчетам Forbes, получили долю порядка 45%. После создания СП Instamart переименовали в «СберМаркет». По словам нынешнего гендиректора проекта Асана Курмангужина, оборот за 2019 год составил 1,85 млрд рублей, сервис работает в 36 городах России и уже вышел в операционную прибыль.

Ксения Мельникова, Валерия Житкова

По материалам: “Forbes”

Ранее

Секретный Oasis для TikTok

Далее

«От руки»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru