Страховщики, ретейлеры и аптекари заработали на панике миллионы
Эпидемия коронавируса уже официально признана разрушительной для экономики на мировом уровне. Однако, как говорится, кому война, а кому мать родна. Жёсткие ограничения, введённые в большинстве стран, стали настоящим подарком для многих бизнесменов. Российский бизнес, естественно, не стал исключением.
О том, что подобные вирусные истерики традиционно любимы фармкорпорациями всего мира, не высказался, пожалуй, только ленивый. Но на самом деле сверхприбылями сегодня могут похвастаться далеко не только производители масок, арбидолов и т.д. Пенку с вызванной пандемией паники снимают многие. «Это и электронная коммерция, потому что люди стали больше заказывать на дом, и службы доставки продуктов, поскольку люди больше не ходят в рестораны, и интернет-бизнес, потому что удалённая работа и карантины стимулируют потребление в интернете, а значит, больше кликов на рекламу и больше платных сервисов. Те же самые компьютерные игры и многое другое», – перечисляет президент инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков. Впрочем, самым крупным выгодоприобретателем можно считать продуктовый ретейл. Да-да, ваши походы за гречкой, макаронами и туалетной бумагой не прошли даром. Если ещё в прошлом году многие компании подумывали о закрытии магазинов и поисках новых форматов, то сегодня они не успевают подсчитывать выручку.
Два дня год кормят
По экспертным оценкам, за последнюю неделю продажи бакалеи подскочили на 200– 300%. Только за три-четыре дня пика продуктовой паники напуганные россияне скупили в магазинах такой объём круп, макарон и консервов, на реализацию которых в обычное время ушло бы как минимум три-четыре месяца. Ещё больше повезло производителям соли и туалетной бумаги. За несколько дней им удалось продать полугодовой (!) запас продукции. Кстати, в ГК Essity (бренд Zewa) отмечают, что уже едва-едва могут справиться с поступающими заказами – спрос вырос на 30–40%. «Мы делаем всё возможное, чтобы все заказы были обработаны, но в связи с ограниченной мощностью не гарантируем удовлетворения всего спроса», – заявили в пресс-службе компании. Оно и неудивительно: туалетную бумагу люди покупали целыми тележками. Недаром острословы уже сложили анекдот: «Не повезло бедняге – умер от коронавируса. Но зато какая у него была чистая задница!».
«Если в 2019 году многие ретейлеры даже уходили в небольшой минус, то сейчас они будут зарабатывать мега-прибыль. Продажи в среднем должны вырасти на 20–25%», – прогнозирует управляющий партнёр консалтинговой компании Retail4You Сергей Лищук. Потребителю от этого праздника жизни, как водится, ничего не перепадёт. При повышенном спросе большинство ретейлеров просто свернут многочисленные скидочные акции. «Сейчас поставщики заявляют о повышении цен, но пройдёт немного времени, и ретейл вернёт их в привычное русло, будет требовать промоактивностей (скидок. – Ред.). Но при этом в самих магазинах количество промоакций резко снизится, так что маржа ретейлеров начнёт просто звёздно взлетать вверх», – говорит Сергей Лищук.
Страхуй страх
Интересно заметить, что туалетная бумага – не единственный товар, внезапно вырвавшийся в лидеры. За последние несколько недель рекордно подскочили продажи презервативов. По данным компании DSM Group, только за одну неделю карантинно-ограничительных мер продажи этого важного продукта подскочили аж на 31,8% в стоимостном выражении. Лидером рынка стала компания Reckett Benckiser (бренд Durex), продавшая за неделю резиновых изделий на сумму 709 млн рублей. Хотя чему удивляться? Раз уж засели безвылазно дома, чем ещё заняться на досуге…
Подзаработать на внезапных сверхприбылях в потребительском секторе готовы даже крупные компании. Например, в «Газпроме» недавно заявили о готовности производить антисептики из газа. «Сегодня все ответственные корпорации стараются оказать содействие в борьбе с пандемией коронавируса. Ключевые факторы успеха в этой борьбе – наличие антисептиков и разработка вакцины», – говорится в официальном сообщении монополиста. В «Газпроме» отметили, что запустить производство могут на собственных заводах в кратчайшие сроки. Оно и понятно: только за январь-февраль этого года продажи антисептиков выросли на 134,7%. Подсуетились и страховщики. Так, компания «Альфа – Страхование» запустила новую программу – «Коронавирус. НЕТ». Стоимость страхового полиса составляет от 2 до 10 тыс. рублей в зависимости от выбранной программы. Страховое возмещение – 20–100 тыс. рублей в случае заболевания и 1 млн рублей в случае летального исхода.
«Учитывая динамику развития коронавируса в нашей стране, думаю, что у россиян куда выше шансы быть сбитыми машиной, чем умереть от вируса. Но существует паника со стороны населения, – говорит доцент департамента менеджмента финансового университета при правительстве РФ Константин Поздняков. – То есть это такой недорогой инструмент застраховать своё волнение. Я не верю, что будет массовый спрос на такие полисы, но даже если 1%, например, москвичей придут и застрахуются, это будет уже неплохой заработок для страховщиков». Кстати, собственные риски страховщики максимально обезопасили: возраст застрахованного может составлять от 7 до 70 лет. Пожилые люди после 70, очевидно, по причине слишком высокой летальности приобрести полис в рамках именно этой программы не смогут.
Сам себе бренд
«Эпидемический» спрос отмечают и в клининговых компаниях. Некоторые из них начали активно использовать маркетинговые «заманухи», обещая, например, дезинфекцию от коронавируса в подарок. «Уборка с дезинфекцией – это очень актуально по нашей жизни. Мы проведём обработку помещения, дезинфекцию, предоставим вам все сертификаты, специально обработаем все доступные места в квартире. Можем потом ещё заключить с вами постоянный контракт, и вы получите скидку на поддерживающую уборку», – заверили нас в компании «Чистюля-24», куда корреспондент «Нашей Версии» позвонил под видом простого клиента. Впрочем, в процессе беседы выяснилось, что это обычная генеральная уборка, которую компания предлагала и ранее. «Мы в любом случае пользовались дезинфицирующими средствами – был вирус или не было его. Просто сейчас всё больше людей обращают на это внимание, и мы предупреждаем об этом», – признался оператор. В качестве привлечения новых клиентов коронавирус сегодня используют, например, и онлайн-кинотеатры. Новым пользователям предлагаются бесплатные подписки на первые две недели или даже месяц, а также скидки на первое продление.
Тем временем онлайн-торговцы на волне повышенного спроса ввели ограничения на сумму минимального заказа. К примеру, в «Озоне» сегодня стоимость покупки не может быть менее 999 рублей. Впрочем, это ещё по-божески – некоторые онлайн-аптеки работают с заказами от 2500 рублей. А вообще коронавирус сам по себе уже превратился в бренд. Например, на Яндекс-Маркете сегодня за 1000–1500 рублей можно приобрести футболки и толстовки с изображением вируса. А на «Фейсбуке» то и дело появляется реклама, где предлагают приобрести кулон «Коронавирус», сделанный из серебра 925-й пробы. О цене сего изделия производители, правда, почему-то умалчивают.
Кстати
В Америке, по сообщениям телеканала Fox News, люди начали запасаться патронами, огнестрельным оружием и так называемыми наборами для выживания. Свой интерес к подобным средствам защиты сами покупатели объяснили тем, что, в случае если в стране перестанут функционировать силы правопорядка, они будут сами готовы обеспечить свою безопасность. Впрочем, подобные тенденции, хотя и не столь ярко выраженные, есть и у нас.
С 9 по 22 марта на 130% увеличилась продажа патронов и на 30% – бейсбольных бит, сообщило РБК. В натуральном выражении подобный скачок для нашей страны пока не столь значителен. Например, любителей спортивной стрельбы у нас всего чуть более 20 тыс. человек. А в США, по статистике, граждане владеют порядка 393 млн единиц огнестрельного оружия, что, кстати, на 67 млн превышает общую численность населения в стране.
Кира Афинская
По материалам: “Наша Версия”