В 1976 году над Саргассовым морем погиб дальний морской разведчик Ту-95РЦ
«Холодная война» так называлась потому, что противоборствующие стороны не стреляли. Следили друг за другом, наблюдали через оптику прицелов, осуществляли электронные пуски, но не стреляли. Об одном из эпизодов «холодной войны», в результате которого погиб экипаж дальнего морского разведчика, мы расскажем в этой статье.
Полеты «за угол»
В 1955 году на вооружении ВВС СССР поступил межконтинентальный бомбардировщик Ту-95. По классификации того времени, межконтинентальными назывались бомбардировщики, которые взлетев с аэродромов на территории СССР могли долететь до США, сбросить бомбы и вернуться домой. Боевой радиус действия нового «стратега» составляла 6 340 км, т.е. дальность полета около 13 000 – 15 000 км у самолетов различных модификаций. С дозаправками дальность полета «Медведей» – так в НАТО называют машины этого семейства – практически ничем не ограничена. Как всякий удачный самолет, Ту-95 стал основой для многочисленных модификаций.
Кроме бомбардировщиков и ракетоносцев, на вооружение были приняты первый советский самолет дальнего радиолокационного обнаружения – ДРЛО – Ту-126 и дальний противолодочный самолет Ту-142. Для военно-морского флота был создан ещё один самолет – дальний разведчик Ту-95РЦ. Его задачей было обнаружение целей в океанской зоне и выдача по ним целеуказания для ракетоносной авиации и подводных лодок. На базе Ту-95 был создан первый советский пассажирский самолет, позволявший без посадки совершать рейсы из Москвы в Нью-Йорк и Гавану – знаменитый флагман Аэрофлота Ту-114.
Всего было построено около 500 самолетов всех модификаций Ту-95. Эти самолеты служат и сегодня в ВКС России. Сейчас на вооружении стоят стратегические ракетоносцы Ту-95МС, несущие крылатые ракеты Х-55, Х-555 и Х-101, и дальний противолодочный самолет Ту-142. Оставим за пределами данной статьи «стратегов», и расскажем о полетах разведчиков Ту-95РЦ и противолодочников Ту-142. Эти узкоспециализированные самолеты (Ту-95РЦ было выпущено 52 самолета, Ту-142 – 100 самолетов) входили в состав морской авиации Северного и Тихоокеанского флотов. На Севере эти самолеты базировались на аэродроме Кипелово в 40 км от Вологды. Интересен позывной аэродрома, используемый летчиками – «Дремучий». Аэродром находился посередине непроходимой вологодской тайги. Разведывательные и противолодочные самолеты Северного флота, взлетая из Кипелово, шли на север, а над Баренцевом морем поворачивали налево. Самолеты пролетали мимо Скандинавского полуострова и выходили на просторы Северной Атлантики. Пролетая над Фареро-Исландским противолодочным рубежом, наши самолеты обнаруживались радиолокационными станциями НАТО, и начинались «игры холодной войны».
Советские самолеты проводили воздушную разведку авианосцев и подводных лодок, натовцы следили за нашими разведчиками. Такие полеты получили у советских летчиков название полет «за угол». Несмотря на то, что дальность полета Ту-95РЦ и Ту-142 позволяли производить патрулирование Северной Атлантики, руководству флота хотелось увеличить время патрулирования. Можно было гонять воздушные танкеры, но это было сложно и дорого. Гораздо проще можно воспользоваться разрешением кубинского правительства во главе с Фиделем Кастро использовать кубинские аэродромы и военно-морские базы. Экипажи разведчиков отправлялись в своеобразную командировку. Пара самолетов вылетала с аэродрома под Вологдой, огибала скандинавский полуостров, пересекала Северную Атлантику и приземлялась на кубинском аэродроме. В течение какого-то времени эта пара осуществляла полеты над районами Саргассова моря и Ньюфаундлендской банки. У военных есть такой термин – вскрыть обстановку. Это значит, что самолет, или корабль находится в определенном районе, и с помощью технических средств наблюдает за военными кораблями и подводными лодками и их действиями. С помощью такой разведки командование флота получает представление о том, какие силы и средства потенциального противника действуют в данном районе, и какие задачи они решают. Полеты с использование кубинских аэродромов проводились с 1970 года.
Трагедия
4 марта 1976 года пара разведчиков Ту-95РЦ из состава 392 отдельного разведывательного авиационного полка Северного флота взлетела с кубинского аэродрома имени Хосе Марти. Командир ведущего самолета – майор Аркадий Красносельских. Задача у пары была стандартная. Самолеты возвращались домой, на аэродром Оленегорск, позывной «Высокий». По маршруту полета они должны были осуществить слежение за кораблями Второго Атлантического флота США. Через несколько часов полета связь с ведущим самолетом прервалась. Ведомому самолету дали команду с КП Северного флота снизиться до высоты 300 метров и осмотреть водную поверхность. Лётчики не нашли места катастрофы. Им дали приказ возвращаться на Кубу. Самолет Аркадия Красносельских исчез в районе Ньюфаундлендской банки, над нейтральными водами Саргассова моря. По советским данным, место катастрофы было на расстоянии 180 миль южнее Бермудских островов, по американским данным – 230 миль юго-восточнее острова Ньюфаундленд.
Началась поисковая операция. Это была гонка со временем. Дело в том, что американцы тоже начали поиск Ту-95РЦ. Если бы они первыми добрались до места падения самолета, Советский Союз ожидали бы серьезные проблемы.
Оперативно была сформирована группа судов, участвующих в поисковой операции. В неё вошли спасательные суда ВМФ «Алдан» и «Владимир Трефолев», спасательный буксир СБ-38, танкер Северного флота «Дубна» и специальное исследовательское судно «Аджария». Экипажи использовали все доступные им средства, было проверено почти 600 квадратных километров акватории. Поиски осложнялись тем, что в небе постоянно находился американский разведчик – базовый противолодочный самолет Р-3С «Орион». За спасательными судами круглосуточно следили фрегаты ВМФ Канады, которые регулярно поднимали в небо палубные вертолеты. Когда они особо мешали, моряки спасателей отгоняли их выстрелами сигнальных ракет. Такова была логика «холодной войны».
Поиски продолжались полтора месяца. На спасательных судах находились так называемые наблюдательные камеры. Камера представляла собой капсулу с иллюминаторами, в которой находился наблюдатель. Эту камеру опускали на тросе в море. Спасательное судно шло малым ходом, и наблюдатель в камере осматривал дно. 18 сентября командир спасательного судна «Владимир Трефолев» дал команду на небольшой отдых. Но получилось так, что во время объявления приказа командира по трансляции офицер Юрий Шамин спал перед вахтой. Он его не услышал. Когда наступила его вахта, он объявил о начале работ. Командир спасателя не стал отменять приказ вахтенного офицера. В это время «Трефолев» обогнала стая дельфинов, которая перед спасательным судном резко повернула налево. После того, как дельфины повторили этот маневр несколько раз, командир спасателя дал команду рулевому следовать за дельфинами. И почти сразу на глубине в 43 метра наблюдатель в камере доложил, что видит обломки самолета.
Можно по-разному объяснять поступок дельфинов, но с его помощью спасатели нашли самолет. На борт спасательного судна «Владимир Трефолев» были подняты тела всех 12 членов экипажа разведчика и более трехсот приборов, деталей самолета и документации. Военные тайны удалось сохранить.
На спасателе был проведен скорбный торжественный ритуал, и экипаж разведчика был похоронен в водах Атлантики. На место гибели самолета-разведчика с советского военного корабля были сброшены глубинные бомбы.
Второй разведчик, который получил приказ о возвращении на Кубу, находился на Острове Свободы месяц. После возвращения на «Дремучий», экипаж расформировали.
Среди поднятого были и «чёрные ящики» разведчика. Их удалось расшифровать. Материалы расшифровки вызвали недоумение. Специалисты ожидали увидеть информацию об отказе систем самолета. Эксперты 13-го Государственного НИИ ЭРАТ 24 ноября 1976 года в своём заключении отметили, что причиной катастрофы стало сваливание с последующим неуправляемым падением по траектории плоского штопора. Результаты обработки информации свидетельствовали о появлении внешних возмущающих сил и стремлении экипажа парировать их. То есть, ошибка пилотирования и отказ техники не являлись причиной гибели Ту-95РЦ. Появилась версия, основанная на опыте и реалиях «холодной войны» – произошел какой-то инцидент с американскими истребителями сопровождения. Все наши самолеты – «стратеги», разведчики и противолодочники обязательно перехватывались самолетами НАТО и сопровождались ими в своих зонах ответственности. В данном случае, Ту-95РЦ сопровождали американские истребители.
История знает много примеров, когда при таком сопровождении гибли самолеты. Например, в 60-х годах ХХ века английский истребитель «Lightning», перехватив Ту-95, неудачно сманеврировал, и разбился. В те же годы над водами Атлантики Ту-95 был перехвачен тремя американскими истребителями F-4 «Фантом 2». Один из них врезался своим хвостовым оперением в крыло советского самолета. «Фантом» потерял управление и разбился. Вероятно, 4 марта 1976 года произошло что-то подобное, но разбился при столкновении уже советский самолет.
Ведомый самолет летел на другом эшелоне, и визуально ведущего не наблюдал, но слышал, активный радиообмен между американскими летчиками. К сожалению, советские летчики не знали английского языка…
Заключение
Можно предположить, что между СССР и США по этому поводу были переговоры. Чем они закончились, неизвестно, но официально было объявлено, что Ту-95РЦ погиб, не сумев выйти из штопора.
Погибший экипаж был символически захоронен в гарнизоне под Вологдой. В землю опустили пустые гробы. Несмотря на то, что вины экипажа в катастрофе нет, нигде официально об этом не сказано.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”