Коронавирус оказал огромное влияние на всю сферу гражданской авиации, в том числе и на чартеры
Сегодня именно частные рейсы обеспечивают самую высокую противовирусную безопасность, а в некоторые страны и вовсе можно прилететь только частными самолетами. Но полет на бизнес-джете всегда был дорогим удовольствием и в ситуации, когда уровень дохода людей снижается, спрос на подобные услуги должен был бы падать. Но Марк Кузнецов, генеральный Директор «Национальная Чартерная Компания» именно в период пандемии решил создать новую компанию в данной области.
⁃ В области бизнес-авиации перевозки в апреле упали на 60% (по отношению аналогичным показателям прошлого года). И тем не менее, именно сейчас вы запускаете бизнес.
– Да, все верно. И если мы начинаем разговор со статистических данных, я хочу отметить, что к июлю показатели о которых вы говорите, практически вернулись на привычные значения и сейчас продолжают расти. Это происходит потому, что именно частные рейсы сегодня дают возможность людям перемещаться по миру и попадать домой или решать важные для них вопросы.
Чартеры сегодня принимает все больше стран и именно частными бортами наши соотечественники были вынуждены возвращаться из тех стран, откуда не было больших эвакуационных рейсов. Именно частные борты позволили огромному числу людей вылететь на лечение и учебу. Кроме того, в новых экономических реалиях стали пользоваться спросом «джетшеринговые» рейсы, когда частный самолет нанимает не одна компания или одно лицо, а группа людей, которая оплачивает рейс «в складчину». Стоимость перелета при этом делиться на всех пассажиров. Мы с моими партнерами отправили уже несколько таких рейсов – в основном, в Черногорию.
Кстати, недавно, в новостной сводке я увидел странное послание: якобы группа граждан, численностью 30 человек не могла вернуться в Черногорию. Люди как раз были готовы совместно арендовать самолет, но их, дескать, не хотели пускать в страну. Некий правозащитник очень возмущался, что МИД отказывается помогать… Но МИД и не должен был помогать – существует нотам Черногории, по которому они не принимают самолёты, вместимостью больше десяти человек. Мы отправили несколько таких рейсов и не столкнулись с какими-то необычными проблемами. Все что нужно, для организации подобных рейсов – знать и разбираться в действующих регуляциях авиационной отрасли.
– Куда вообще сейчас летают ваши рейсы, а куда дорога пока закрыта?
– Летают почти по всему миру. Во-первых, граждане другой страны всегда могут репатриироваться – то есть вернуться домой. Исключения из этого правила есть, но они очень редки. Также можно улететь на лечение или на учебу. Большинство рейсов сейчас в Черногорию, в Ниццу и на Кипр.
– Вы упомянули джетшеринг – сколько в среднем обходится место на таком рейсе? Кто может заказать рейс и что для этого нужно?
⁃ Заказать самолет может практически каждый, что же касается стоимости джетшеринговых рейсов, на примере рейсов в Тиват скажу, что стоимость кресла составляет от 2 до 2,5 тысяч евро в одну сторону, в зависимости от вместимости и заполненности самолета. Стоимость борта, соответственно борт на 8 мест стоит от 16 до 20 тысяч евро.
– И тем не менее, время для авиации сейчас непростое: даже крупные перевозчики сейчас просят помощи от государства, вы же начинаете свой проект…
– Время и правда не простое. Мировые пассажирские авиаперевозки в марте (на пике) упали на 53%, а чартерные рейсы, как я уже сказал, сейчас, в большинстве своем, репатриантские. Запуск бизнеса сейчас, когда до чартеров на различные события, которые в обычное время и составляли основную часть заказов – еще далеко. Отчасти, открытие компании сейчас является данью уважения моим клиентам, партнерам, и символом того, что вместе мы выберемся из сложившихся обстоятельств.
Мой почти десятилетний опыт работы и анализ текущей ситуации подсказывает, что спрос на частные рейсы не пропал, он просто принял новую форму и далеко не все компании могут быстро отреагировать на такие изменения, тогда как мы имеем возможность предложить людям именно то, что им сейчас нужно. Плюс не у всех есть релевантный опыт в организации сложных, больших рейсов. Кстати, я очень горжусь тем, что мы организовали один из таких перелетов, который позволил эвакуировать наших граждан из авиационно и вирусно непростой страны – Бангладеша.
Сейчас, когда многие постепенно снимают карантин, ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Открывается все больше и больше внутренних рейсов, появляются какие-то международные перелеты, но, конечно, до полного восстановления отрасли еще очень далеко.
Тем не менее, я искренне убежден, что «Национальная Чартерная Компания» должна быть запущена именно сейчас, ведь кризис традиционно открывает перед бизнесом новые возможности. Это утверждение справедливо и сегодня.