Третий не лишний

На строительство ЦКАД-3 потрачено 100,8 млрд рублей

Строительство третьего, самого протяженного участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД-3) стоило 100,8 млрд рублей, рассказали «Известиям» в «Автодоре». Более половины суммы — 59 млрд рублей — выделили частные инвесторы и банки, остальное составили бюджетные средства. ЦКАД-3 длиной в 105,87 км запустят в эксплуатацию 11 ноября. Дорога соединит трассы М11 «Нева» и М7 «Волга» и станет центральным участком международной магистрали Европа – Западный Китай. До конца года «Автодор» введет в эксплуатацию также ЦКАД-4, рассказали «Известиям» в госкомпании. А полностью трасса будет сдана в 2021 году, отметили в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина. Магистраль разгрузит существующую дорожную сеть от транзитного трафика, но строительство может окупиться через 20–25 лет, говорят эксперты.

Новый путь

Движение по третьему участку ЦКАД-3 запустят в Подмосковье 11 ноября. Этот отрезок протяженностью 105,87 км станет самым длинным. Он проходит по территории севера и северо-востока Московской области (Солнечногорский, Дмитровский, Пушкинский, Щелковский, Ногинский районы и городской округ Черноголовка), соединяет автодороги М11«Нева» и М7 «Волга» и является центральным участком международной транспортной магистрали Европа – Западный Китай.

Концессионное соглашение на строительство ЦКАД в 2016 году подписали ГК «Автодор» (оператор платных дорог) и «Автодорожная строительная корпорация». Генподрядчиком строительства выступило АО «ДСК «Автобан»».

ЦКАД
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Стоимость ЦКАД-3 составила 100,8 млрд рублей, рассказали «Известиям» в «Автодоре». 59 млрд рублей вложили частные инвесторы и банки, остальное — бюджетные средства.

На новом участке четыре полосы, расчетная скорость движения — 140 км/ч. Правда, сразу после запуска дороги ездить можно будет со скоростью до 110 км/ч.

В составе объекта — четыре транспортные развязки, 68 искусственных сооружений (в том числе пять экодуков), 47 путепроводов, 17 мостов, среди которых уникальное сооружение — мостовой переход через канал имени Москвы. Строительство ЦКАД-3 продолжалось 46 месяцев, сообщили в «Автодоре».

Для легковых автомобилей без транспондеров проезд по третьему участку дороги обойдется в 510 рублей, для грузовых — в 1660 рублей. С транспондером для легковушек сумма снизится до 255 рублей, для грузовиков — до 840 рублей.

Долгой дорогой

История строительства ЦКАД достаточно долгая. Как писали «Известия», в проект планировалось вложить 300 млрд рублей, а сдать дорогу в 2018 году. Однако сроки несколько раз переносились. За несколько лет проект подорожал почти на 20 млрд рублей.

В 2017 году стало известно, что к работе «Автодора» есть много вопросов. С критикой срывов сроков на госкомпанию неоднократно обрушивалась Счетная палата.

Осенью 2018 года на проблему обратил внимание президент Владимир Путин. Глава государства поручил Генпрокуратуре, СК и СП проверить соблюдение «интересов РФ при заключении и выполнении госконтрактов и обоснованности увеличения стоимости строительства».

Бывшему руководителю «Автодора» Сергею Кельбаху сроки срыва одной из основных строек стоили должности, обвинений в злоупотреблении должностными полномочиями и нанесении ущерба в 2 млрд рублей. Следственный комитет в июле 2019-го возбудил уголовное дело в отношении бывшего менеджера. По данным источников «Известий», следствие до сих пор не завершено.

Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги
Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области. Фото: агентство городских новостей Москва/Сергей Киселев

В феврале 2020-го вице-премьер Марат Хуснуллин выразил недовольство сроками строительства ЦКАД. Как сообщил «Известиям» его представитель, сегодня темпы ускорились.

— Это уже второй участок ЦКАД, который открывается в этом году. Мы еженедельно проводим совещания по решению проблем, возникающих при строительстве. В следующем году запустим движение по ЦКАД в целом, — отметил он.

В «Автодоре» подтвердили «Известиям», что готовы завершить строительство в 2021-м. Сегодня уже построено два участка ЦКАД-5, запускается третий, до конца года будет введен четвертый пусковой комплекс, сказал представитель госкомпании.

В середине июня 2020 года Счетная палата оценила строительство ЦКАД в 315,9 млрд рублей. Также аудиторы пришли к выводу, что на дополнительные работы, включая перенос коммуникаций, понадобится еще примерно 15 млрд рублей. В сентябре правительство утвердило увеличение бюджета ЦКАД более чем на 20 млрд рублей. В результате общая стоимость строительства трассы выросла с 320,6 млрд до 341,2 млрд рублей.

Перенос сроков сдачи ЦКАД был вполне ожидаем и связан с массой факторов, полагает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Перенос коммуникаций потребовал больше времени на урегулирование правовых и инженерных вопросов, мешало и законодательство, над чем власти активно работали и, как результат, 30% регламентирующих норм, влияющих на строительство, переквалифицировались в рекомендации. Были и трудности с экологами, для чего были сделаны определенные послабления, отметил он.

Сложности проектирования, экономические проблемы и необходимость привлечения частных средств также влияли на реализацию проекта, добавил эксперт. Учитывая все эти вопросы, закончить строительство раньше было бы практически невозможно, заключил Алексей Антонов.

Разгрузят потоки

Задача ЦКАД — разгрузить Москву от потока транзитных грузовых автомобилей, которые планируется перенаправлять по новой трассе, сказал «Известиям» гендиректор ПАО «ГИТ» Сергей Минко. Задержки строительства (как и рост стоимости дороги) связаны с тем, что в проекте не были учтены многие инженерные коммуникации, а также расположение магистральных газопроводов и нефтепроводов, добавил он. Потребовалось предусмотреть либо обход этих коммуникаций, либо возможности безопасного пересечения, что повлияло на стоимость и сроки сдачи ЦКАД. Загруженность Москвы и области разными сетями уже не впервые приводит к затруднениям при строительстве новых объектов, отметил эксперт.

Испытания одного из мостов в составе ЦКАД-3 на прочность.
Испытания на прочность одного из мостов в составе ЦКАД-3. Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Запуск дороги позволит водителям существенно экономить время, отметил в свою очередь руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Например, поездка от Ногинска до Солнечногорска сейчас составляет около трех часов, а ЦКАД-3 сократит ее до одного часа (в том числе за счет того, что путь будет короче на 30 км).

Важная функция ЦКАД — в том, что трасса должна стать центром автомобильного каркаса, который соединит Европу с Китаем, Балтику с Черным морем, отметил Петр Шкуматов. Все эти автотрассы при сегодняшних темпах строительства могут быть достроены к 2030 году, спрогнозировал он.

— Ежегодные доходы от международного транзита грузов по каркасу через Россию могут быть сопоставимы с экспортом всей отечественной нефти в год, то есть $100 млрд, — заключил эксперт.

Правда, инвестиции в строительство всего ЦКАД, если не будет достроен каркас, будут окупаться 20–25 лет, считает он.

Пока сложно спрогнозировать, будет ли загружена новая трасса, сказал Алексей Антонов. Очевидно, водителей плата за проезд по ЦКАД будет не очень устраивать. Но если путь будет занимать существенно меньше времени, автомобилисты будут пользоваться такой возможностью, добавил он.

Ирина Цырулева, Мария Перевощикова

По материалам: “Известия”

Ранее

Названы два эффективных продукта против COVID-19

Далее

У летевшего из Уфы SSJ-100 частично отказала система электроснабжения

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru