Что происходит с беженцами из Нагорного Карабаха
По приблизительным оценкам от войны в Армению из Нагорного Карабаха уехали около 100 тысяч человек, накануне около 250 из них согласились вернуться в Степанакерт. Впрочем, даже после окончания боевых действий вернуться к прежней жизни будет очень тяжело. О том, с какими сложностями столкнулись вынужденные переселенцы, читайте в материале «МК».
В Армению прилетели представители благотворительного фонда «Доктор Лиза». Ближайшие несколько дне они будут собирать информацию о беженцах из Карабаха и посетят Степанакерт, чтобы оценить объем необходимой помощи. В организации подчеркивают, что вся необходимая гуманитарка будет закупаться в Армении. Это связано с тем, что перевозить товары из России получается очень дорого.
Первые беженцы из Карабаха стали появляться в Армении в начале октября. Причем не все из них селились в Ереване. Многие остановились, например, в Горисе, который расположен почти на границе с поясом безопасности НКР. Судя по рассказам беженцев, они принимали решение о бегстве самостоятельно, а не потому, что кто-то решил централизованно их вывезти в безопасную зону. Однако это нисколько не повлияло на то, как их встретили жители Армении.
Например, тем, у кого в Армении не оказалось родственников или собственного жилья, бесплатно предоставили номера в гостиницах. В том же Горисе беженцы утверждают, что ни в чем не нуждаются, но очень скучают по своему дому. Многие до последнего отказывались уезжать, но по мере приближения азербайджанской армии у них просто не оставалось другого выхода.
Впрочем, среди жителей Армении есть разные мнения относительно того, кто и как помогает беженцам. Трое из четырех собеседников корреспондента «МК» сказали, что главную помощь оказывает не государство, а гражданские активисты. В том числе, предоставление гостиниц – это частная инициатива, а не распоряжение властей. Что касается официального Еревана, то его обвиняют либо в нерасторопности, либо в отсутствии понимания того, как работать в сложившейся ситуации.
Но что-то армянские власти все же делают. Например, 14 ноября на автобусах из Еревана в Степанакерт отправили 250 человек, которые изъявили желание уехать домой. Власти Карабаха обещают им золотые горы, в том числе бесплатное жилье, даже для тех, кто ранее жил в районах, где теперь стоит азербайджанская армия.
Как все это будет обеспечиваться – непонятно. Например, до войны за Карабах Степанакерт получал электроэнергию со станций в Кельбаджарском районе. Как будут решать проблему с газом, который поставлялся из Армении, тоже загадка. Кроме того, сейчас в Карабахе практически нет интернета и полностью отсутствует телефонная связь.
Среди противников премьер-министра Никола Пашиняна распространено мнение, что власти Армении специально хотят избавиться от беженцев как можно быстрее, чтобы они не подключились к антиправительственным выступлениям. По слухам, им даже угрожают, чтобы они не выходили на несанкционированные акции протеста. Правда, пока протестующих против Пашиняна не так много, как это может показаться после прочтения некоторых материалов в СМИ, а беженцев среди них и вовсе меньшинство.
В каком положении оказались беженцы из Карабаха, «МК» рассказал армянский политический аналитик Аршалуйс Мгдесян:
– Часть беженцев из Карабаха разместили у себя частные лица. Это было в самом начале войны, когда наплыв был не таким большим. Кто-то остановился в своем жилье, кто-то у родственников… Есть и такие, кого разместили в пансионатах и гостиницах. Говорят, всего из Карабаха приехали около 100 тысяч человек. Но люди уже начали возвращаться. Мэрия Еревана предоставляет для этого бесплатные автобусы. Правительство говорит о том, что пришло время возвращаться домой, а их проблемы будут решать по мере поступления. В том числе тех, кто ранее жил, например, в Гадруте, разместят сначала в Степанакерте, а потом будут думать, что делать дальше. Пока никакой внятной программы на послевоенный период нет. Все ожидали, что воевать будем долго. Какие силы и средства придется потратить на восстановление региона, пока не известно.
– Что беженцы говорят о возвращении в Карабах?
– Часть беженцев говорит, что им страшно возвращаться в Карабах, потому что война только-только кончилась и они не могут себе представить, как будут жить рядом с азербайджанцами. Другие готовы ехать. Власти настаивают на том, что вернуться важно, и обещают гарантировать безопасность людей, в том числе, с помощью миротворцев.
– Среди участников протестов против Пашиняна много беженцев?
– Они есть, но их точно не большинство. Больше того, пока на улицу выходили максимум 10 тысяч человек. Вообще, есть признаки внешней постепенной стабилизации ситуации, но политическая борьба, конечно, продолжится.
Михаил Катков
По материалам: “Московский комсомолец”