Граждане жалуются на отсутствие подходящих вакансий
Наиболее распространенными сложностями при поиске новой работы в России стали отсутствие подходящих вакансий (37% жалоб) и наличие только низкооплачиваемых рабочих мест (36%). Такие данные «Известиям» предоставили в ОНФ по результатам исследования, в ходе которого его эксперты посетили более 100 служб занятости населения (СЗН) в 75 регионах. Проблемы, по словам проводивших опрос, существовали как до, так и во время пандемии. Вместе с тем в ОНФ отметили постепенное улучшение ситуации в этой сфере. В Минтруде «Известиям» сообщили о том, что с января по октябрь через биржи труда работу нашли более 1 млн человек. А вот в Федерации независимых профсоюзов России отметили системные проблемы служб занятости, выявленные во время карантина. О низких пособиях и негативном отношении к СЗН «Известиям» рассказали и в Госдуме.
Трудоустроенный миллион
При обращении в службы занятости населения россияне сталкиваются с отсутствием подходящих вакансий (37%) и предложениями только низкооплачиваемых мест (36%). Такие данные содержатся в докладе Общероссийского народного фронта по результатам посещения более 100 СЗН и опроса жителей свыше 75 субъектов. Кроме того, люди жаловались на необходимость сбора большого числа документов при обращении в СЗН (9%), а также на недостаточность информации в открытом доступе (8%).
Исследование было проведено еще в 2019 году, однако из-за пандемии его публикацию решили отложить, пояснил «Известиям» руководитель проекта ОНФ «Профстажировки 2.0» Илья Семин. По его словам, жалобы населения в 2020 году на работу СЗН не изменились. Однако он отметил, что реформы, проводимые в сфере служб занятости, дают свои результаты и ситуация постепенно улучшается.
По словам Ильи Семина, внедрение дистанционной подачи документов, а также установление повышенных пособий увеличили спрос людей на услуги биржи труда. Проблема в том, подчеркнул специалист, что сами работодатели не спешат обращаться в службы занятости, потому что нередко не получают нужные кадры.
Наиболее востребованной услугой, за которой граждане обращались в СЗН, остается содействие в поиске работы — 48% опрошенных. С большим отрывом и примерно в равных долях (10–12%) распределились получение информации о рынке труда, социальных выплат и услуги профориентации. Менее 10% опрошенных обращались в СЗН для прохождения профессионального обучения, временного трудоустройства и содействия в организации самозанятости.
В Министерстве труда и соцзащиты «Известиям» рассказали о том, что с января по октябрь 2020 года более 1 млн безработных граждан нашли работу и были сняты с учета в центрах занятости. В 2019 году этот показатель составил 660 тыс. человек, добавили в ведомстве.
— Сегодня на учете в центрах занятости состоят 3 млн 310 тыс. человек. По сравнению с пиковым периодом численность зарегистрированных в них безработных граждан сократилась почти на 400 тыс. человек. При этом почти половина из них не имеет профессионального образования, — сообщили в Минтруде.
Высокое недоверие
Однако не все разделяют подобный оптимизм. Государственным службам занятости уделялось мало внимания в последнее время, рассказал «Известиям» секретарь ФНПР Олег Соколов.
— Финансирование СЗН сокращалось. Активные меры поддержки при обучении, переквалификации были переданы с федерального уровня на региональный. В связи с этим финансирование резко сократилось, — отметил специалист.
По его словам, во время пандемии было выявлено несколько системных проблем в государственной службе занятости.
— Работодатели обязаны подавать вакансии в службы, но фактически этого не делают. Те из них, что подаются бюджетными и государственными учреждениями, очень низкооплачиваемые. Проблемы связаны с тем, что долгое время недостаточно внимания уделялось этому направлению, — подчеркнул эксперт.
Это серьезно влияет на высокий уровень недоверия людей к биржам труда.
— Статистика отражает реальное отношение граждан к службам занятости. До пандемии только 800 тыс. россиян стояли на учете. Они получали крайне маленькие пособия. Были вакансии от работодателей, которые не очень устраивали по зарплате и форме занятости. Часто работник просит потенциального работодателя дать отказ, чтобы дальше оставаться на бирже труда и получать пособия, — рассказал «Известиям» глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Он отметил, что во время эпидемии коронавируса появилась возможность подавать документы в СЗН онлайн, поэтому количество пользующихся их услугами увеличилось. Также важной причиной всплеска интереса стало решение президента о повышенных пособиях в 12 тыс. рублей. Однако далеко не все получили столь необходимую помощь, подчеркнул парламентарий.
— У многих не оправдались ожидания, поэтому возникло негативное отношение к СЗН. Были сбои в работе интернета, долго рассматривались заявления. Службы занятости запрашивали Пенсионные фонды, которые проверяли информацию, — подчеркнул депутат.
Он также добавил, что люди сегодня больше доверяют специальным агентствам и сайтам, которые помогают найти работу.
Максим Ходыкин
По материалам: “Известия”