Большинству россиян отказали в упрощенном банкротстве
Упрощенное банкротство для россиян забуксовало на старте. Лишь по каждому четвертому заявлению начата процедура внесудебного урегулирования долгов, следует из данных проекта «Федресурс» (ведет единый федеральный реестр сведений о банкротстве), с которыми ознакомились «Известия». За три с лишним месяца с момента действия новой практики граждане подали в МФЦ 5,3 тыс. обращений, из которых 3,9 тыс. вернули заявителям из-за нарушения требований. В Минэкономразвития «Известиям» отметили, что изначально прогнозировали плавный рост числа граждан, которые воспользуются упрощенной процедурой банкротства.
Трудности банкротства
С 1 сентября по 8 декабря этого года в МФЦ обратились 5313 человек, желающих оформить внесудебное банкротство. Из них процедуру начали только по 1387 заявлениям. 3926 обращений чиновники забраковали и вернули заявителям. В целом с момента запуска нового правового института избавления от долгов доля одобренных решений составила 26%, возвратов — 74%, рассказали в «Федресурсе».
Постепенно доля отказов сокращается, например, в сентябре она составила 79%, в ноябре — 69%, рассказал руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин. Граждане начинают разбираться в требованиях к кандидатам на внесудебное освобождение от долгов, в том числе благодаря разъяснительной работе МФЦ, добавил он.
Справка «Известий»
С 1 сентября гражданин с долгом 50–500 тыс. рублей включительно может бесплатно подать в МФЦ заявление о внесудебном банкротстве.
Чтобы пройти процедуру, хотя бы по одному долгу приставы должны закончить исполнительное производство из-за того, что у должника нет имущества, на которое можно обратить взыскание. После этого не должно быть начато новых производств.
Внесудебное банкротство длится полгода. В конце процедуры гражданину спишут долги, указанные в заявлении (кроме исключений, к которым в том числе относятся алименты и субсидиарная ответственность).
Отказы связаны с тем, что обращения подают люди, которые не могут воспользоваться упрощенной процедурой банкротства, объяснили «Известиям» в Минэкономразвития. Например, у них нет оконченного исполнительного производства или не соблюдены другие требования. Пока больше всего заявлений приходит из Москвы и Санкт-Петербурга, добавили там.
В министерстве изначально прогнозировали, что число воспользовавшихся новой процедурой граждан будет расти плавно, подчеркнули в ведомстве. Одно из главных условий для списания долгов — оконченное исполнительное производство — требует времени, пояснили в Минэке. С учетом того, что внесудебное банкротство — принципиально новый институт в РФ, вполне естественно, что люди изучают его возможности. Когда в 2015-м только появился механизм личного банкротства, то в течение сопоставимого периода времени в суды с заявлениями обратились 1,2 тыс. человек, что еще меньше, чем по нынешнему нововведению, рассказали в министерстве.
Сейчас идет информационная кампания вместе с представителями регионов и МФЦ, в рамках которой гражданам рассказывают о деталях новой процедуры, добавили в министерстве.
К потенциальным банкротам, которые могут избавиться от долгов во внесудебном порядке, сейчас можно отнести 2,9 млн человек, у которых есть задолженность более 90 дней на сумму от 50 тыс. до 500 тыс. рублей, сообщил «Известиям» генеральный директор Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Артур Александрович. Общая сумма таких обязательств с процентами составляет 595 млрд.
Претендентов на стандартную схему избавления от долгов через арбитражный суд — около 1,12 млн человек, они больше трех месяцев не платят по кредитам на сумму больше 500 тыс. рублей, добавил Артур Александрович. Их суммарный долг с учетом процентов составляет 1,5 трлн рублей. В октябре 2019-го таких людей было 890 тыс., их совокупные обязательства были равны 1,25 трлн рублей, сообщил он.
В пресс-службе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) оперативно не ответили на запрос «Известий» об изменениях в работе с вступлением в силу закона о внесудебном банкротстве физлиц и объеме рассмотренных исполнительных производств за этот период.
Незначительная цифра
О низком интересе россиян к упрощенной процедуре банкротства говорить рано — граждане еще не разобрались в тонкостях нового механизма, считает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников. Об этом свидетельствует доля отказов, которые в основном связаны с неправильным заполнением документов и отсутствием оконченного исполнительного производства в ФССП, сказал он.
С другой стороны, слабый спрос еще обусловлен требованиями, из-за которых отсеивается большинство потенциальных банкротов, добавил Петр Гусятников. Наряду с размером кредитных обязательств от 50 тыс. до 500 тыс. и оконченным исполнительным производством важно также отсутствие новых возбужденных разбирательств, напомнил юрист.
5 тыс. заявлений за три месяца — незначительная цифра по меркам страны, несмотря на то что практика внесудебного банкротства появилась лишь недавно и еще не получила широкого распространения, уверен руководитель налоговой практики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Сергей Зубков. По его словам, количество потенциальных банкротов в России на фоне кризиса, падения доходов населения измеряется сотнями тысяч человек и в перспективе число обращений будет расти.
— Однако вряд ли стоит ждать всплеска внесудебного банкротства граждан. Поскольку процедура имеет свои ограничения и многие заявители могут не соответствовать прописанным в законе требованиям — например, по сумме долга, — добавил эксперт.
По оценкам Сергея Зубкова, платежная дисциплина россиян во время коронакризиса ухудшилась, но не критически. Люди заметно сократили траты на товары и услуги, но при этом существенно не снизили расходы на обязательные платежи. Даже долги за ЖКУ, несмотря на отмену штрафов за неуплату до конца года, пока что увеличились не столь значительно, чем прогнозировалось изначально, указал он. Темп роста кредитной просрочки ускорился по сравнению с прошлым годом, но не драматично, также отметил эксперт. Пока доля проблемной задолженности остается невысокой.
Роза Алмакунова
По материалам: “Известия”