Большинство российских предпринимателей уверены, что пандемия ухудшила инвестиционный климат, следует из замера настроений бизнеса PwC
Больше половины признают, что темпы развития их компаний не вернулись к докризисным. В этой ситуации крупный и средний бизнес рассчитывает на собственную подушку безопасности, а малый — на помощь государства.
Большинство предпринимателей (81%) считают, что пандемия привела к ухудшению инвестиционного климата, следует из исследования «Российский бизнес в коронавирусные времена», подготовленного PwC. Больше половины опрошенных оценили инвестклимат в России как «так себе», 30% указали на его ухудшение, а убежденных в том, что он улучшился, стало в три раза меньше, отметил управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков.
Более позитивно ситуацию оценивают крупные предприниматели. Каждый второй из них заявил, что инвестклимат в России уже восстановился после пандемии. Малый бизнес встревожен больше — 74% его представителей отметили, что инвестклимат в России до сих пор не вернулся на прежний уровень.
Крупный бизнес также показал большую устойчивость к кризису: каждый второй руководитель такой компании заявил, что бизнес вернулся к темпам роста, наблюдавшимся до пандемии. Среди компаний среднего бизнеса успели восстановиться 39%, а среди маленьких — только 13%. Малый бизнес в наибольшей степени пострадал от снижения оборотов — об этом заявили 54% руководителей малых предприятий. Среди крупного бизнеса таких набралось лишь 20%.
При этом в разгар кризиса малый бизнес больше рассчитывает на помощь государства, отмечает PWC. О надежде на поддержку властей заявили 57% руководителей малых предприятий. Крупный и средний бизнес больше надеется на собственные силы — 60% руководителей считают необходимым иметь финансовую подушку.
Пандемия COVID-19 заставила 67% компаний более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Каждая вторая была вынуждена изменить договоренности с поставщиками. В 38% компаний во время кризиса изменилась численность сотрудников, 16% признали, что были задержки с выплатой зарплаты. Чаще других проблемы с задержками зарплат, перепрофилированием бизнеса и пересмотром отношений с поставщиками отмечали представители малого бизнеса.
Расходы крупного, среднего и малого бизнеса на поддержку здоровья сотрудников в пандемию заметно возросли (в крупных компаниях на 87%). Но на 70% это было обусловленно требованиями Роспотребнадзора, отмечает PWC. «Не очень радостная картина. Особенно на фоне того, что, как выяснилось, о собственном здоровье стали больше беспокоиться аж 70% руководителей крупного бизнеса и 60% среднего. Только малому бизнесу не до этого», — отметил Лотаков.
Андрей Злобин
По материалам: “Forbes”