Власти потеряли способы влиять на топливный рынок
Резкий рост цен на нефть в мире и сокращение поставок горючего на российский рынок грозят расстроить рядовых автолюбителей сразу после Нового Года. Оба фактора способны в очередной раз привести к подорожанию бензина. И, хотя чиновники уверяют, что стоимость топлива получится удержать в пределах инфляции за счет механизма демпфера, используя который государство последние годы предупреждало резкие скачки цен на АЗС, эксперты считают, что его параметры давно устарели и существенной пользы на этот раз комбинации налогового маневра не принесут.
Причин готовиться к подорожанию цен на российских АЗС – несколько. Помимо нефтяных котировок, которые за первые дни января подскочили более чем на 10% (с $50 до $56 за баррель), на мировом рынке также повысилась стоимость моторного топлива и дизеля (на 9-15%). Одновременно, как отмечает доцент кафедры Национальной экономики РАНХиГС Владимир Трегубов, в конце декабря выпуск бензина увеличился всего на 2,6%, а поставки в розницу и запасы на НПЗ и нефтебазах сократились на 2,2% и 3,6% соответственно.
Чиновники, как всегда, уверяют, что бояться нечего. Как утверждают представители Минфина, сгладить стоимость бензина позволит принятый в нашей стране механизм демпфера, способный смягчать резкие колебания нефтяных котировок за счет гибкого налогообложения энергетических компаний. Он же, полагает вице-премьер Александр Новак, обеспечит стабильность цен для конечных потребителей в рознице. В целом же до конца года рост топливных тарифов не выйдет за пределы инфляции, которая ожидается в районе 3,7%, обещает вице-премьер.
Напомним, что механизм демпфера был запущен в 2019 году, когда цены на нефть достигали $60-75 за «бочку», поэтому добытчикам было крайне выгодно отправлять как можно больше сырья за рубеж, пренебрегая при этом российским рынком. Сбалансировать внутренние и внешние поставки чиновники решили за счет налогового маневра, предусматривающего фискальный вычет, который должен был стимулировать нефтяников на сдерживание цен на отечественным рынке. Иными словами, правительство компенсировало производителям разницу между экспортной и внутренней ценой. Используя аналогичный инструмент, власти вновь собираются предотвратить топливный коллапс в стране.
Между тем, специалисты отмечают многие изъяны действующего механизма демпфера, которые грозят обернуться против рядовых потребителей. Дело в том, что нефтяники направляют в казну существенный объем фискальных отчислений, в частности, на добычу полезных ископаемых и на прибыль. Некоторые налоги планово повышаются — например, с начала этого года выросли на 4% акцизы на бензин, дизель и масла. В результате образуются ценовые тиски: оптовая цена ограничена и нагружена фискальными взысканиями, а розничная цена не подчиняется рыночным правилам.
По мнению главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, стоимость бензина на АЗС в этом году за счет применения демпфера, как и говорят чиновники, останется в рамках инфляции. Однако, стоит задуматься, какими усилиями такой результат будет достигнут? Рост мировых цен на нефть и спроса на сырье, а также тарифов на перевозку горючего ведут к росту оптовых цен. Выгода подталкивает нефтяников направлять больше топлива на экспорт. Фактически они получают возможность шантажировать государство для получения большей компенсации из казны.
Только в первый год действия демпфера, по данным профильных ведомств, для поддержки стабильных тарифов на горючее в России добывающие холдинги получили из бюджета до 300 млрд рублей. В случае сохранения высоких нефтяных котировок и в 2021 году государству придется серьезно раскошелиться, а фискальное бремя в конечном счете перейдет на плечи потребителя. «По мере увеличения объемов производства горючего в России и применения демпфера стоимость топлива на бирже будет снижаться, а в рознице, напротив, рост цен на бензин неизбежен», — объясняет глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Николай Макеев
По материалам: “Московский комсомолец”