Сюжет третий. Тень Тамерлана над Большим Тураном.
Роли исполняют: Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан. Сценаристы и режиссеры: Китай, Россия, США.
Скоро американские войска уйдут из Афганистана. К власти здесь придет движение «Талибан», созданное экспертами ЦРУ, и с этого момента начнется отсчет нового раунда большой геополитической игры в Средней Азии, которая, как известно, является частью более крупного региона – Центральной Азии. Средняя Азия, строго говоря, – это Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия. Геополитически к Средней Азии примыкает и Казахстан, который, в общем-то, выходит за пределы центральноазиатского субконтинента.
Наша справка:
Сре́дняя А́зия (устар. Западный Туркеста́н; каз. Орта Азия, кирг. Орто Азия, тадж. Осиёи Миёна, туркм. Оrta Aziýa, узб. Oʻrta Osiyo) — историко-географический регион на западе Центральной Азии.
Имеет несколько определений:
В современном политико-географическом отношении: Средняя Азия — общее название для следующих государств: Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан .
вВфизико-географическом и климатологическом отношении: это часть Центральной Азии, входившая в состав Российской империи и СССР. В её состав входят плато Устюрт, Туранская низменность, Тургайское плато, Казахский мелкосопочник и частично горы: Копетдаг, Памиро-Алай, Тянь-Шань, Джунгарский Алатау, Саур и Тарбагатай. Сюда относятся Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан,.
В СССР существовал «Среднеазиатский экономический район», который включал в себя Киргизскую, Таджикскую, Туркменскую и Узбекскую ССР (Казахская ССР выделялась в отдельный экономический район, отсюда выражение «Средняя Азия и Казахстан»).
(Википедия)
Региональная сверхдержава Средней Азии – Узбекистан, страна с тридцатимиллионным населением, большими запасами полезных ископаемых и великой имперской традицией, идущей от Чингизидов и Тамерлана. «Железный хромец», кровью и железом создав огромную империю, в целом совпадающую с контурами нынешней Средней Азии, дал ей имя Туран, положив начало долгосрочному ментальному тренду тюркских пассионариев, лелеющих и поныне мечту возрождения империи Тамерлана. Узбекистан не субъект глобальной геополитики и никогда им не будет. Но глобальные игроки, США и Китай, непременно используют амбиции узбекских элит, чтобы с их помощью включить в свою сферу влияния этот стратегически важный регион.
Наша справка:
«Центра́льная Аз́ия (каз. Орталық Азия, туркм. Merkezi Aziýa, узб. Markaziy Osiyo, кирг. Борбор Азия, тадж. Осиёи Марказӣ, перс. آسیای مرکزی, урду وسط ایشیا, кит. 中亚) — обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии, включающий (не по географическому признаку) Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизию, а также Казахстан. Географически Казахстан располагается помимо Центральноазиатского региона (преимущественно южные области Казахстана) в восточноевропейской зоне (Атырауская, Западно-Казахстанская области, часть Актюбинской и Мангистауской областей), на Урале (частично Актюбинская и Костанайская области), Сибири (северные области Казахстана)).
По определению ЮНЕСКО, регион включает Монголию, Западный Китай, Пенджаб, Кашмир, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны и пять бывших советских республик Средней Азии.
Существует и другой метод определения границ Центральной Азии — исходя из этнического состава населения (за основу берутся районы, населённые восточно-тюркскими народами, монголами и тибетцами). Сюда входят Синьцзян, тюркоязычные регионы юга Сибири, пять бывших советских среднеазиатских республик (хотя Таджикистан преимущественно населён ираноязычными народами) и север Афганистана.
Впервые выделил Центральную Азию в качестве отдельного региона мира географ Александр Гумбольдт (1843).
Центральная Азия исторически всегда ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия всегда выступала как место, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента — Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии».
(Википедия)
Средняя Азия очень богата природными ресурсами. Запасов угля на разведанных месторождениях здесь хватит примерно на 500 лет, нефти и природного газа – на 70-75. В регионе также есть большие запасы пресной воды и гидроресурсов, но распределенные крайне неравномерно. Ресурсным проблемам Средней Азии был посвящен международный форум, который проходил в Душанбе 21-22 ноября прошлого года. Его участниками стали выпускники Германской службы академических обменов DAAD, а также местные эксперты. Скорее всего, германская разведка провела этот форум по просьбе старших заокеанских партнеров для соблюдения геополитической политкорректности.
Участники форума четко назвали Среднюю Азию одной из самых крупных топливных кладовых на Земле. В этом регионе находится четверть мировых запасов урана. Основные источники данного сырья, более 650 тысяч тонн – в Казахстане. Он входит в тройку крупнейших обладателей урановых руд.
В Центральной Азии находится около двух процентов всех разведанных нефтяных резервов планеты. Совокупный потенциал экспорта нефти из Казахстана и Туркменистана в настоящее время составляет порядка 1,5 миллиона баррелей в день.
“Из этого объема около 1,3 миллиона приходится на Казахстан. Но показатель в будущем может удвоиться, в связи с вводом в эксплуатацию месторождения Кашаган”, – говорит эксперт Центра исследований политики окружающей среды Свободного университета Берлина Михаэль Лизенер (Michael Liesener).
Регион богат и газом. Основные его поставщики – Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Они обладают более чем 60 миллиардами кубометров газа. 87,9 процента из этого объема – доля Туркмении, которая занимает 11 место в мире по добыче газа. Но экспортные возможности Ашхабада могут увеличиться. Расширение сети газопроводов из Туркмении в Китай означает попытку переориентироваться с традиционного рынка СНГ на Восточную Азию.
Запасы углеводородов размещены в регионе неравномерно. В отличие от Казахстана, Узбекистана и Туркменистана Таджикистан и Киргизия похвастаться экспортом твердого и жидкого топлива не могут. Зато эти две республики богаты водой, и могут развивать гидроэнергетику.
Таджикистан, по оценкам экспертов, может вырабатывать 527 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год. Пока же республика не использует и пяти процентов своего гидроэнергетического потенциала..
Центральную Азию уже в ближайшем будущем ждет острый дефицит воды. Уже сейчас Казахстан, Киргизия и Таджикистан перешли на платное водопользование. Таджикские фермеры за 1000 кубометров воды платят до 30 долларов.
Гарантией безопасности безопасности может стать водное регулирование через крупные водохранилища. Сейчас Сырдарья практически полностью зарегулирована, а Амударья не более чем на четверть.
Спасти от будущего энергодефицита Среднюю Азию могло бы сотрудничество. Но вместо этого налицо острые конфликты.
Особенно это заметно на примере отношений Ташкента и Душанбе. Узбекистан прекратил помощь в поддержании технического состояния Кайраккумской ГЭС и ее водохранилища.
С 2006 года эта забота целиком легла на плечи таджиков. Также Узбекистан прекратил поставки газа в Таджикистан, вынудив Душанбе перевести свои предприятия на уголь.
Поскольку Россия не имела вплоть до последнего времени в Средней Азии никакой стратегии, стратегическим покупателем местных ресурсов стал Китай, который успешно скупает природные богатства этого региона, как он это недавно делал в Африке, да и на других континентах.
Китай в последние годы успешно заключает многочисленные контракты на поставку огромного количества центральноазиатской нефти и газа. Председатель КНР Си Цзиньпин во время недавней поездки по странам Средней Азии подписал контракт на 15 миллиардов долларов в Узбекистане, на 30 миллиардов долларов в Казахстане, на 50 миллиардов в Туркменистане.
Остановившись в Астане, столице Казахстана, Си Цзиньпин образно назвал эти сделки «Экономической зоной нового Шелкового пути», как сообщила радиостанция «Голос Америки».
Туркмения уже сейчас обеспечивает поставку половины импортируемого Китаем газа.
Ссылаясь на старый Шелковый путь, по которому когда-то китайский шелк и фарфор шли в Европу, Президент Туркмени сказал: «Я почти слышу перезвон колокольчиков каравана верблюдов и чувствую запах дыма в пустыне».
Из пяти республик Средней Азии Азии китайский президент выбрал три страны с запасами нефти и газа. Он добавил к своему маршруту Киргизию для участия в региональном совещании по безопасности и для подписания полуторамиллиардного договора о строительстве второго трубопровода для транспортировки узбекского и туркменского газа в Китай.
А вот в Таджикистан китайский лидер не заглянул. Одна из причин – там находится шеститысячный российский военный контингент.
Российская армия присутствует в Таджикистане и укрепляет его обороспособность в преддверии предстоящего в этом году вывода американских войск из Афганистана.
«Голос Америки», рупор американского Госдепа с ехидством отметил: «Масштабы скупки Китаем энергоресурсов в Центральной Азии были настолько поразительны, что замминистра иностранных дел России Игорь Моргулов был вынужден дать пресс-брифинг в Москве. В то время как Китай подписал соглашения о «стратегическом партнерстве» с Туркменистаном и Казахстаном, российский дипломат заверил российских журналистов: «Наши китайские друзья признают традиционную роль нашей страны, которую она продолжает играть в этом регионе, поэтому мы не видим здесь проблему регионального соперничества»
«Центральная Азия является важной областью российско-китайских отношений», сказал он в середине 10-дневного тура китайского лидера. «Мы не конкурируем друг с другом в Центральной Азии, но мы корректируем нашу политику, отражающую общие интересы».
В Казахстане китайский лидер и Президент Назарбаев торжественно отметили запуск еще одного трубопровода в Китай.
И российский чиновник вынужден был делать хорошую мину при плохой игре и выдавать желаемое за действительное:
«Как вы знаете, российская и китайская экономики взаимно дополняют друг друга. Китай обладает значительными финансовыми ресурсами. Россия обладает опытом, технологиями, профессиональными навыками и историческими связями с данным регионом».
Во время визита Си Цзиньпина в Казахстан было объявлено, что Китай будет строить здесь нефтеперерабатывающий завод. А Россия не строила новых НПЗ даже на своей территории с советских времен.
Если учесть, что совсем недавно китайская государственная нефтяная компания CNPC купила за 5 миллиардов долларов долю в новом гигантском месторождении нефти Кашаган в Казахстане, то технологический и финансовый провал России в конкуренции с Китаем в Средней Азии очевиден.
Китай, впрочем, делегирует Росси полицейские функции, а сам скупает ресурсы, строит трубопроводы и автодороги.
«”Китай делает акцент на укреплении собственной репутации путем постепенного формирования своего позитивного образа и имиджа надежного экономического и политического партнера в сознании элит и населения государств региона. Учитывая интенсификацию центральноазиатско-китайских отношений практически во всех сферах, можно предположить, что в перспективе масштабы китайской “мягкой силы” в регионе ЦА резко возрастут. Из этого следует, что расширение китайского экономического, политического и культурного влияния в Центральной Азии – это объективный процесс”, считает – аналитик из Казахстана Руслан Изимов.
На самом деле это далеко не так. Да, Бжезинский носится с такой идеей. Она отвечает новому стратегическому вектору клана Ротшильдов по переносу мирового центра силы из США в Китай. Но не факт, что этот вектор обретет материальное воплощение, а напротив, вероятней, что США попытаются подорвать позиции Китая в Средней и Центральной Азии так же, как они пытаются это сделать в Африке, где Китай скупил чуть ли не все природные ресурсы черного континента. И где Россия, кстати, также присутствует вооруженными силами. Мы имеем в виду военно-морскую базу в Сирии.
То, что американские и германские государственные СМИ( читай – разведки) уделяют внимание Средней Азии уже говорит о том, что Америка намерена вести здесь активную геополитическую игру. Многие политологи предполагают, что для проталкивания своих интересов Америка использует так называемый «политический ислам», то есть все тех же агрессивных исламистов, которые будут с энтузиазмом встречены местной молодежью и отрядами боевиков из числа аборигенов. Этот сценарий довольно банален и будет легко пресечен с помощью коллективных усилий стран-участников ОДКБ. Хотя нелишне учесть, что за последние годы в Средней Азии прошло несколько гражданских войн, бунтов, и не менее двадцати кровавых межнациональных столкновений в одной лишь Ферганской долине, где сходятся границы нескольких стран.
Если грамотно подходить к вопросу организации крупного и результативного конфликта в Средней Азии, то Америке необходимо привлечь на свою сторону и эмоционально «завести» руководство Узбекистана. Первое уже достигнуто, а за вторым дело не станет, как только будут созданы необходимые предпосылки. А именно – как только войска США будут выведены из Афганистана и отряды «Талибана» появятся на границах Таджикистана. Это самое маленькое государство Средней Азии с населением в восемь миллионов человек, имеющее общие границы с Китаем, Узбекистаном, Киргизией и Афганистаном.
Самая конфликтогенная зона как Таджикистана, так и всей Средней Азии – Ферганская долина.
Наша справка:
«Ферга́нская долина (узб. Farg‘ona vodiysi, тадж. водии Фарғона, кирг. Фергана өрөөнү) — межгорная впадина в горах Средней Азии. Площадь около 22 тыс. км², а вместе с окружающими горами до 80 тыс. км². В плане напоминает эллипс длиной около 300 и шириной до 170 км.
Ферганская долина имеет самую высокую плотность населения в Средней Азии. Центральную часть занимают самые плотно населённые области Узбекистана (Ферганская, Наманганская и Андижанская), периферийные части — Джалал-Абадская, Ошская и Баткенская области Киргизии и Согдийская область Таджикистана. Составляя географическую и политическую целостность на протяжении всей своей истории, регион только в 1920-е был разделён между указанными странами. В XVIII—XIX веках долина являлась центром Кокандского ханства, позднее, в 1876, вошла в состав Российской империи (Ферганская область).
В результате роста в конце мая 1989 года этнического напряжения между узбеками и турками-месхетинцами в перенаселенной и обедневшей части Ферганы — в июне там произошёл погром турок-месхетинцев (также известный как Ферганские события). Это вызвало массовую эвакуацию турок-месхетинцев из Узбекистана в Россию, Казахстан и Азербайджан».
(Википедия)
Помимо резни турок-месхетинцев в Фергане было еще немало кровавых событий. Богатый минеральными и гидроресурсами регион, принадлежащий трем враждующим государствам с неустойчивой политической системой – это рай для проведения спецопераций в интересах третьих стран.
Чтобы сценарий очередной цветной революции имел шансы на успех, Америке необходим мощный союзник. И это, безусловно, Узбекистан. Прельстить амбициозного Ислама Каримова и поддерживающие его этнические кланы можно возрождением империи Тамерлана. Подняв на щит концепцию Большого Турана, Узбекистан может заручиться поддержкой пассионарных групп молодежи в Киргизии и Туркмении. Поводом для узбекского блицкрига может стать очередной этнический конфликт с ираноязычными таджиками. Концентрированный удар по ключевым районам Таджикистана отрядов «Талибана», узбекской армии, а также киргизских и туркменских боевиков застанет таджикское руководство врасплох, а российским войска не даст времени на оперативное реагирование. Русских отвлекут талибы, мастера партизанских вылазок, а ударные силы блицкрига захватят Душанбе, где германские разведчики уже провели рекогносцировку местности в ходе недавнего научного форума.
К власти будет приведены местные компрадоры из числа обиженных самодержцем – волюнтаристом Рахмоном. Новое правительство свободного Таджикистана объявит о добровольном вхождении в возрожденную тюркскую империю – Великий Туран. Каримов объявит себя наследником Тамерлана и заключит стратегический союз с НАТО. Американские войска надолго, если не навсегда, закрепятся в горных перевалах и плодородных долинах Средней Азии.
Тем временем российский военный контингент разгромит отряды талибов и двинется на Душанбе восстанавливать власть законного Президента Рахмона, укрывшегося в российском посольстве. Этот поход будет сопровождаться столкновениями с подразделениями НАТО, которые будут довольно формальными, так как между ОДКБ и НАТО пока нет состояния войны.
На посольство России в Душанбе нападут неизвестные террористы, Президент Рахмон погибнет. Россия и ее союзники начнут вторжение в Узбекистан. США и их союзники перебросят дополнительные контингенты на открывшийся среднеазиатский ТВД. Свои войска в охваченный боевыми действиями регион введет и Китай с целью защиты недавно построенных дорог и трубопроводов. После падения Ташкента и случайной гибели Президента Каримова во время штурма президентского дворца, армии России, Китая и США столкнутся в цветущей Ферганской долине. Американцы первыми применят ядерное оружие, чтобы компенсировать численный перевес их противников. К этому моменту все компоненты ядерной триады России уже будут готовы нанести сокрушительный термоядерный удар по агрессору…
После многолетней ядерной зимы крупнейшей державой планеты станет Гренландия, сумевшая остаться в сторону от глобального конфликта.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук.