Власти могут ввести запрет на выплаты по исполнительным листам на зарубежные счета

Минюст и Центробанк предложили запретить перевод денег, взысканных по исполнительным документам, на иностранные счета. По их мнению, это позволит перекрыть крупный канал вывода денег за рубеж

Предприниматели и юристы предупреждают, что такой запрет несет риски для добросовестного бизнеса.

Центробанк и Минюст совместно с участниками рынка разрабатывают законопроект о запрете на перечисление средств по исполнительным листам на счета в зарубежных банках. Для получения взысканной суммы компания или гражданин (резиденты и нерезиденты) должны будут обзавестись счетом в российской кредитной организации, сообщает РБК со ссылкой на участника обсуждений законопроекта и Минюст.

По словам собеседника, участвующего в обсуждении законопроекта, Минюст и Банк России намерены запретить зачислять средства по исполнительным документам сразу на счета за рубежом. Чтобы получить взысканные в ходе исполнительного производства средства, необходимо будет как резидентам, так и нерезидентам иметь счет в российском банке. Как отметил представитель Минюста, принятие поправок позволит минимизировать переводы в пользу «недобросовестных взыскателей» с целями отмывания средств и уклонения от налогов. В Центробанке изданию сообщили, что прорабатываются «комплексные изменения в законодательство» для борьбы с сомнительными операциями через исполнительные листы. Предложение ограничить возможности переводов за рубеж по исполнительным документам в ЦБ не прокомментировали.

В то же время представитель ЦБ отметил, что работа над законопроектом возобновилась. Представитель Минюста пояснил, что ранее к документу, который уже обсуждался зимой 2019 года, высказывались замечания, а собеседник, знакомый с ходом дискуссии, добавил, что предыдущую редакцию документа «рассматривать в правительстве не стали», но к вопросу вернулись, «поскольку для решения проблемы требуется комплексный подход». Легализация и вывод денег сомнительного происхождения из России через исполнительные документы стали публично обсуждаться после раскрытия «молдавской схемы» в 2017 году, напоминает РБК. «Молдавская схема» подразумевала перевод средств от российской компании-должника зарубежному контрагенту по решению суда. Основанием для транзакции служил исполнительный лист. Такой документ в России имеет особый статус, а банки обязаны проводить платеж по нему. В последние годы для проведения сомнительных операций использовались исполнительные надписи нотариусов и решения комиссий по трудовым спорам, которые в России приравнены к исполнительным документам.

По словам партнера юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимира Ефремова, если взысканные средства сначала будут попадать на счет в российском банке, а потом уже переводиться на зарубежные счета, то кредитная организация сможет расценивать это как отдельную операцию и блокировать сомнительный перевод. Предложенный подход действительно позволит частично снизить риски вывода денег из России, отметил он. Канал, по которому «улетали за рубеж огромные суммы», будет закрыт, но лазейки останутся, предупредил член генерального совета «Деловой России» Сергей Пронин.  Заместитель руководителя Национального совета финансового рынка Александр Наумов предложение Минюста поддержал, но подчеркнул, что мера будет работать только в комплексе с другими решениями. «Проблему нужно решать комплексно, а не просто ограничениями на перевод денег по исполнительным листам на счета за рубежом. Средства по таким документам должны не просто попадать в российский банк, должен быть решен вопрос контроля за процессом взыскания со стороны Федеральном службы судебных приставов», — отметил собеседник издания.

Ограничения на переводы по исполнительным листам могут негативно сказаться на бизнес-процессах российских компаний, считают опрошенные изданием эксперты. Злоупотребления есть, однако большинство участников рынка используют исполнительные документы по назначению, указывает Ефремов. По его словам, «вводить ограничения для всего рынка из-за отдельных недобросовестных игроков контрпродуктивно». В «Деловой России» инициативу Минюста не поддерживают, потому что от нее пострадают в первую очередь добросовестные взыскатели, а в «Опоре России» считают, что мера несет скорее риски для бизнеса. По словам представителя ассоциации «Опора России» в Пекине Александра Зайнигабдинова, если вывод денег из страны по судебному спору может оказаться под вопросом, это «может снизить желание в принципе работать с российскими компаниями».

В 2020 году, несмотря на кризис и пандемию, схемы с исполнительными документами стали популярнее, отметил директор департамента финмониторинга Банка России Илья Ясинский. За девять месяцев прошлого года объем обналичивания через этот канал вырос в 1,9 раза. В прошлом году Банк России расширил возможность банков по блокировке подозрительных операций с использованием исполнительных документов. ЦБ обновил положение 375-П и дополнил перечень признаков сомнительных операций пунктом о том, что кредитная организация может отказать в проведении такой операции, если она нацелена на отмывание денег. Новые правила начнут действовать 1 октября 2021 года.

Сергей Мингазов

По материалам: “Forbes”

Ранее

Наследники Босова выиграли суд против нового претендента на его состояние

Далее

Умер совладелец ЧТПЗ и участник рейтинга госслужащих с наибольшими доходами по версии Forbes

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru