Биржевые цены на бензин в России превысили розничные
Оптовые цены на бензин превысили розничные минимум в пяти регионах — во Владивостоке, Тверской области, Хабаровском и Приморском краях, а также на Сахалине, сообщили «Известиям» представители бизнеса. В отрасли отметили, что резкий рост оптовых цен произошел с декабря 2020 года по конец марта 2021-го — поставки с некоторых НПЗ подорожали на 20–30%. Ситуация может привести к дополнительному росту розничных цен и массовым банкротствам заправок уже летом, считают в отрасли. В Минэнерго сказали «Известиям», что для поддержки сектора АЗС ведомство предложило субсидировать затраты на перевозку нефтепродуктов ж/д транспортом в направлении ДФО (исключая поставки на экспорт) в размере до 4 тыс. рублей за тонну топлива. Мера позволит снизить цены на бензин в оптовом сегменте и не допустить подорожания в рознице, считают чиновники.
Тревожные сигналы
Оптовые цены на бензин во Владивостоке по состоянию на 29 марта превысили средние розничные (исходя из анализа цен на АЗС Независимой нефтегазовой компании, ННК), сообщил «Известиям» глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков. По данным союза, цена тонны бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) при покупке с Ангарской нефтехимической компании (АНХК) 29 марта составила 56 тыс. рублей. А с учетом ж/д тарифа до Владивостока (7,5 тыс. рублей) цена тонны топлива определена в 63,5 тыс. рублей, или 48,6 рубля за литр. Средняя розничная цена на АЗС ННК за литр Аи-92 составила 46,9 рубля за литр, что на 1,71 рубля меньше (или на 3,5%), чем в опте.
Еще большая разница оказалась по бензину Аи-95. Оптовая цена оказалась выше на 5,8% и составила 50,7 тыс. рублей в сравнении со средней розничной в 47,8 рубля за литр. Топливо резко подорожало в опте с декабря 2020 года по конец марта 2021-го, сообщил Владимир Чирсков. Например, поставки с Ангарской НХК за период с 18 декабря по 29 марта выросли в цене на 30,9%, а с Комсомольского НПЗ — на 26%.
— Фактически АЗС вынуждены покупать топливо на бирже по цене дороже, чем в рознице. И к этим ценам нужно еще прибавить около 5 рублей на литр, которые составляют дополнительные затраты заправок, — заявил Владимир Чирсков. — Если ситуация продлится до июня, вероятно, начнется банкротство АЗС, что может обострить проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке.
Также не исключен дополнительный рост розничных цен, считает он.
Владимир Чирсков добавил, что оптовые цены выше розничных можно увидеть также в Хабаровском и Приморском краях, на Сахалине. Такая ситуация замечена и в Тверской области, добавили в Независимом топливном союзе (НТС).
— В марте в Тверской области цены достигли исторического максимума по мелкому опту — 58,6 тыс. рублей за тонну (43,7 рубля за литр). Такого не было даже в период топливного кризиса 2018 года. По данным benzin-price.ru, средняя цена в «Татнефти» — 43,3 рубля за литр, в «Газпромнефти» — 44,3 рубля. Учитывая затраты 0,5 рубля на литр за доставку и 3 рубля на литр операционных расходов АЗС, заправки работают в убыток, — отметили в НТС.
В организации добавили, что оптовые цены растут на НПЗ по всей стране. На предприятиях «Лукойл-Ухтанефтепереработка» тонна Аи-92 подорожала с 1 декабря 2020 года по 29 марта 2021-го на 19,7%, на Омском НПЗ — на 20,9%, на Московском НПЗ — на 17,9%, на АО «ТАНЕКО» — на 21%.
«Известия» направили запросы во все перечисленные компании.
В НТС напомнили, что с 2019 года власти стараются не допускать подорожания бензина выше темпов инфляции в годовом выражении.
— Механизм реализуется посредством давления регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Такая система заставляет розничные сети хеджировать риски убытков от неизбежно возникающих диспаритетов. Поэтому цены не снижаются даже тогда, когда для этого есть все предпосылки, — добавили в НТС.
«Известия» направили запрос в ФАС, там на момент публикации не ответили.
И если для нефтяных компаний (т.е. ВИНКов) это вряд ли критично (они могут перераспределять прибыли и убытки внутри компании), то для независимых АЗС — серьезная проблема, заключили в НТС.
Подобная ситуация действительно может привести к разорению независимых АЗС, сказал глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. Он добавил, что вопрос корректировки демпфера уже находится на рассмотрении правительства.
Предварительно сообщалось, что скорректированный механизм должен заработать с 1 мая, Минфин готовит законопроект. Речь идет об индексации индикативной цены, что может увеличить размер субсидии для НПЗ.
По мнению Евгения Аркуши, для решения проблемы стоит увеличить нормативы продаж бензина на бирже до 15%. Ранее РТС направил вице-премьеру Александру Новаку письмо с таким предложением, добавил он.
— Самой важной мерой представляется введение субсидирования ж/д перевозок на Дальний Восток. Наиболее уязвимы именно независимые АЗС в Сибири и на Дальнем Востоке, — заключил Евгений Аркуша.
В Минэнерго «Известиям» сказали, что разработали и внесли в правительство проект постановления о субсидировании затрат на перевозку нефтепродуктов ж/д транспортом в направлении ДФО (исключая поставки на экспорт) в размере до 4 тыс. рублей за тонну. Мера позволит снизить цены на топливо в опте и не допустить их роста в рознице, отметили в ведомстве.
Причины и следствия
Сегодня темпы подорожания бензина практически не отличаются от уровня инфляции, сообщал ранее замглавы Минэнерго Павел Сорокин. По его словам, чтобы избежать больших колебаний цен, правительство в 2018 году разработало демпферный механизм. Когда нефть дорожает, добывающие компании получают повышенный доход и платят с него более высокие налоги. Когда нефть дешевеет, у НПЗ образуется сверхприбыль, и бюджет получает выплаты от них.
Владимир Чирсков уверен, что нынешняя динамика оптовых цен говорит о неэффективности демпфера. Изначально он создавался как механизм сохранения маржинальности розничной реализации топлива. И в итоге эту функцию не выполняет, согласен зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Даже розничные цены сейчас растут выше инфляции, отметил эксперт.
В Минэнерго же считают, что демпфер показал свою эффективность. В 2020 году рост средних цен на моторное топливо в рознице составил 2,2%, что ниже уровня инфляции (4,9%, по данным Росстата), сказали «Известиям» в ведомстве. Там также отметили, что общая ситуация с топливообеспечением внутреннего рынка стабильная: объем производства бензина в марте 2021 года ожидается на 2,6% выше уровня аналогичного периода 2019-го, а объем отгрузки на внутренний рынок — на 8% выше.
Средние розничные цены на бензин, по данным Росстата, выросли с начала года на 3%, до 47,3 рубля за литр, напомнила замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. А оптовые с декабря по февраль — на 14%. В среднем розничные цены на бензин в марте прибавляли 0,2–0,3% еженедельно. В месячном выражении стоимость бензина росла выше, чем инфляция. По мнению эксперта, демпфер сдерживал рост цен в предыдущие месяцы 2021 года, иначе сегодня рост был бы сильнее, но механизм нуждается в корректировке.
— Биржевые цены на автобензины сегодня остаются рекордно высокими, установленные цены на АЗС нашей сети перестали быть конкурентными по отношению к АЗС ВИНКов. Мы вынуждены были максимально сократить все издержки, оптимизировать расходы, — сказала «Известиям» коммерческий директор сети АЗС Benzo Анна Моисеенко.
Она добавила, что компании пришлось даже продать несколько АЗС.
В Минэнерго отметили, что ведут мониторинг состояния топливного сектора в постоянном режиме и в случае необходимости могут быть рассмотрены дополнительные меры, такие как еще большее увеличение нормативов на бирже при условии общего роста объемов переработки.
Валерий Воронов
По материалам: “Известия”