«Полноценно интегрируются в улицу»
Активисты выступили с идеей уменьшить в Москве количество парковок к майским праздникам и установить на их месте столики кафе. Согласно их прожекту, если столичное правительство не будет против, на проезжей части появятся ресторанные веранды, курилки, места для игры в шахматы и для ожидания встречи с друзьями.
В последние годы в обиход россиян вошло много новых слов. Знакомьтесь, вот еще одно: парклет – временная конструкция, расположенная на парковочном месте и являющаяся продолжением тротуара. «Просим рассмотреть возможность использования части парковок на улицах центра города для расширения зоны обслуживания москвичей и установки парклетов. Эти конструкции являются продолжением тротуара и по сути полноценно интегрируются в улицу. Такая практика уже сейчас применяется в различных городах мира: Филадельфии, Сан-Франциско, Бостоне, Лондоне, Вене», – с такой идеей в мэрию Москвы обратилась Федерация рестораторов и отельеров России.
Небезынтересно, что инициатива с парклетами исходит не только от владельцев ресторанов. Организующей силой выступил руководитель автомобильного экспертного центра Александр Шумский. 8 июля 2020 года в соцсетях центра появился пост, озаглавленный «Ищем рестораны для парклетов». «Самая модная урбанистическая фишка сезона» – так характеризовались в посте эти элементы благоустройства.
– В наших нормативных базах создание парклетов не предусмотрено, – рассказал «МК» Александр Шумский. – Есть веранды, есть столики от кафе… Идея витала в воздухе, но в прошлом году, из-за серьезных ограничений из-за пандемии, мы даже не стали пытаться предлагать ее руководству. А сейчас – самое время.
Эксперимент может начаться через полмесяца. Если город не будет против, в мае и в июне на месте парковок появятся ресторанные столики или просто лавочки в окружении растительности.
Впервые необычные сооружения появились в Сан-Франциско (США) в 2010 году. Они быстро завоевали популярность у американцев, а затем и европейцев. В городах с теплым климатом парклеты являются постоянными сооружениями. В Москве же, как предполагается, они будут действовать 5-6 месяцев.
Обязательное условие – парклет легко демонтируется, но каркас конструкции должен быть крепким, противоударным, опирающимся на бетонные блоки. Внешне же конструкция может быть сделана, например, из дерева. Какого-то определенного типа для парклетов не существует – лишь бы выглядел симпатично. Не понравилась конструкция горожанам – значит, давайте в следующем сезоне заменим.
Где предполагается оборудовать необычные места для отдыха? Конечно, на улицах с большим скоплением пешеходов. «Идеально подойдут Большая Дмитровка, Большая Никитская, – говорит Александр Шумский. – На этих улицах совсем немного парковочных мест, но много ресторанов, которым не хватает посадочных мест. Мы ни в коем случае не рассматриваем для парклетов Тверскую улицу, Новый Арбат или вылетные магистрали. На окраинах города создание парклетов теоретически возможно, просто там конфигурация улиц несколько другая – скажем так, сидеть на проезжей части там не слишком комфортно. Впрочем, наверняка можно найти места и на окраинах».
Сколько парклетов появится в российской столице? На первых порах, если идею одобрит мэр, – около десятка. А дальше зависит от того, понравится ли начинание горожанам.
– Если бы о такой идее объявили заранее, это, может быть, было бы хорошо, – рассказал «МК» администратор ресторана на Бульварном кольце. – Но сейчас мы уже оплатили и почти смонтировали нормальную летнюю веранду, так что на этот сезон для нас эти парклеты неактуальны. Наоборот, мы бы не отказались от дополнительных хотя бы платных, но легальных парковочных мест.
– Вредная глупость, – заявляет владелец итальянского ресторана в районе Замоскворечье. – Постоянное сокращение парковочных мест («парковки по ГОСТу», уширение тротуаров и другие меры) и без того крайне печально сказалось на рестораторах. Существует пара таких ультрагородских, ультрамолодежных форматов – например, гастробары и фудмаркеты, которые хорошо сочетаются с пешеходными зонами, но классические рестораны со столиками и официантами, тем более семейные заведения, требуют парковочных мест.
Сейчас, через три-четыре года после реконструкции улиц в нашем районе, и мы, и клиенты нащупали решение: те, кому необходимо ехать на автомобиле, платят за парковку или берут каршеринг. Но хотя бы за деньги или на прокатной машине – место для парковки есть. Если его не будет, то заведений, где можно небыстро, вкусно и в комфорте поесть, в Москве станет заметно меньше.
– То, что сейчас может появиться такая возможность, – отлично, – сказал «МК» директор бургерной в Тверском районе. – В летние месяцы, когда люди по вечерам гуляют в центре, нам часто не хватает посадочных мест (прошлый год, с пандемией, был, конечно, исключением). О том, что парклеты существуют, мы знали очень давно и пару лет назад пытались согласовать установку такой штуки около нашего ресторана. Но, к сожалению, префектура и муниципалитет нам этого не разрешили…
Как часто и бывает с модными элементами городской среды, Москву на полкорпуса обошел Санкт-Петербург: еще два года назад там появилось сообщество «На парковке парк», продвигающее идею парклетов. Питерские активисты откровенно заявляют, что речь идет не о повышении комфорта горожан или развитии инфраструктуры для бизнеса, а прежде всего о привлечении внимания к тому, что парковочные места занимают слишком много полезного пространства в городе, а на самом деле можно было бы обойтись без них.
В Питере активисты берут автомобильный прицеп, ставят его на парковочное место – и отдыхают. За свой перформанс они готовы заплатить за пару часов стоянки.
Но в Москве цены совсем не питерские. 380 рублей в час – не самая доступная плата за аренду кусочка улицы. «Людей в центре города в любом случае больше, чем машин, – говорит Шумский. – Ничего страшного, если на какой-то улице станет на 3-4 парковочных места меньше. Ситуацию со стоянками это принципиально не изменит, но улучшит настроение многих горожан».
Возможно, в Москве организовать парклеты будет не столь просто, как в Северной столице: петербургские парковки пока по большей части бесплатные, так что город ничего на установке парклетов не теряет. К тому же пока что обсуждение проекта неизменно вызывает бешенство у автомобилистов.
Антон Размахнин, Ольга Грекова
По материалам: “Московский комсомолец”