В 1985 году столкнулись советский учебный корабль и турецкий ракетный катер
В военно-морском флоте любой страны случаются навигационные происшествия. Количество происшествий напрямую зависит от качества подготовки вахтенных офицеров. В советском ВМФ времен «холодной войны» подготовке будущих офицеров флота уделялось большое внимание, поэтому навигационных происшествий было мало. Но иногда они случались.
В этой статье мы расскажем о столкновении в 1985 году в проливе Босфор советского учебного корабля «Хасан» и турецкого ракетного катера Р-325 «Мелтен», в результате которого последний затонул.
Учебные корабли
В российском императорском флоте и в советском ВМФ учебным кораблям уделяли большое внимание. Учебными кораблями были устаревшие боевые корабли и специально спроектированные суда. В 1903 году в состав флота вошел учебный корабль «Океан». За основу проекта взяли пассажирское судно. Внутри оно было полностью переоборудовано: учебные классы, кубрики, мастерские. В 1922 году корабль переименовали в «Комсомолец». В 1924 году вместе с крейсером «Аврора» он совершил первый заграничный поход советского флота в Норвегию. В конце 20-х годов были планы по переоборудованию его в первый советский авианосец, но не сложилось. «Комсомолец» входил в состав Балтийского флота до 1961 года. После Великой Отечественной войны в состав Балтийского флота входили учебные крейсера «Киров» проекта 26 и «Комсомолец» проекта 68-К.
В 70-х годах ХХ века у руководства флота сформировалось понимание, что использование устаревших кораблей для учебных целей не совсем правильно. Нужны были корабли, на которых были бы установлены системы вооружения, учебные классы по основным флотским специальностям, просторные кубрики для курсантов. Было принято решение заказать в социалистической Польше три типа учебных кораблей – большие учебные катера, средние и большие учебные корабли.
Были построены и включены в состав Балтийского флота три больших учебных корабля проекта 887 – «Смольный», «Хасан», «Перекоп». Они были кораблями 1 ранга. Водоизмещение их составляло 7 270 тонн, скорость 20 узлов – 37 км/ч. Дальность плавания (важная характеристика для учебных кораблей, совершающих дальние учебные походы) составляла 9 000 морских миль – 16 600 километров. Корабль брал на борт 30 преподавателей и 300 курсантов и нес разнообразное вооружение – две установки АК-726 (две башни с двумя 76-мм универсальными орудиями в каждой), две установки АК-630 (две спасенные 30-мм автоматические пушки в каждой), два 16-ти ствольных реактивных бомбомета РБУ-2500 «Смерч». Корабли имели мощную обзорную радиолокационную станцию МР-310А «Ангара-А». Все корабли этого проекта базировались в Кронштадте. Наличие на них «Ангары-А» позволяло включать учебные корабли проекта 887 в состав дежурных кораблей ПВО флота.
Также были построены два средних учебных корабля проекта 888. Всего на польских верфях было построено пять кораблей этого проекта – два для ВМФ СССР («Луга» и «Ока»), два для ВМФ ПНР (ORP “ Wodnik” и ORP “Gryf”), и одно для ВМФ ГДР (“Wilhelm Pieck” S-61). Водоизмещение кораблей было 1 848 тонн, скорость 17 узлов. Они все были вооружены малокалиберными автоматическими пушками. Состав вооружения у кораблей разных стран отличался. На борт они принимали 93 курсанта. «Луга» входила в состав Балтийского флота, а «Ока» – в состав Каспийской флотилии. После раздела флотилии учебный корабль вошел в состав ВМФ Азербайджана. Об этом смотри статьи «Хроника Бакинского исхода» и «Раздел Каспийской флотилии».
На польских верфях строились большие серии катеров для ВМФ СССР – санитарных, пассажирских и учебных. Всего был построен 21 учебный катер проекта УК-3. Они служили и служат на всех флотах СССР и России.
Столкновение
Как мы уже говорили, учебные корабли проекта 887 проектировались для дальних учебных походов. Ежегодно каждый учебный корабль совершал по 7-8 учебных походов. С 23 сентября по 25 октября 1985 года УК «Хасан» должен был пройти с курсантами по маршруту Севастополь – Тобрук (порт в Ливии) – Кронштадт. На борту проходили практику курсанты 2 курса радиотехнического и 4 курса гидроакустического факультетов ВВМУ им. А. С. Попова. По плану похода, 23 сентября «Хасан» вышел из Севастополя, имея на борту 231 советских курсантов и 12 курсантов ВМФ ГДР, которые проходили обучение в Каспийском ВВМУ имени Кирова. Через сутки, утром 24 сентября, «Хасан» начал прохождение Черноморских проливов. Босфор прошли без происшествий, и в 09-02 по местному времени корабль вышел в Мраморное море. Это море сложное для навигации по причине огромного количества судов. Часть судов стоят на рекомендованных якорных стоянках, часть движется в Черное море, часть – в Средиземное море. А некоторые суда просто пересекают Мраморное море перпендикулярно движению Средиземное море – Черное море.
Видимость ухудшалась, «Хасан» входил в плотную полосу тумана. Видимость сократилась до 20-30 метров. РЛС показывали большое количество судов на одной из рекомендованных якорных стоянок. Все необходимое для плавания в таких условиях было выполнено – экипаж учебного корабля находился на своих местах, работали все навигационные РЛС корабля, были включены ходовые огни, велось усиленное наблюдение, скорость хода была снижена до самого малого. Одновременно поступили два доклада – от сигнальщика на крыле мостика и впередсмотрящего на баке о приближении справа быстро идущего катера. Была дана команда на аварийный реверс машин, но было поздно – катер обнаружили на дистанции около 30 метров (максимальная дальность видимости в тумане), и шел он с достаточно высокой скоростью. В 09-06 по местному времени, форштевень «Хасана» ударил в левый борт турецкого ракетного катера «Meltem» Р-325 водоизмещением 210 тонн. Удар пришелся в район носовой артустановки ракетного катера. От удара катер разорвало на две части. «Хасан» серьезных повреждений не получил – на правой скуле было несколько царапин и небольших вмятин.
По оценкам вахтенных офицеров «Хасана» скорость катера в момент столкновения была около 10 узлов – 18 км/ч. Почему катер в тумане с видимостью 20 метров шел с такой скоростью – осталось загадкой. В результате столкновения у ракетного катера оказалась оторвана носовая часть почти по надстройку. К счастью, носовая и кормовая части «Meltem» сохранили плавучесть. Более того, кормовая часть сумела дать небольшой ход и скрылась в тумане. Носовая часть плавала в вертикальном положении недалеко от «Хасана». Судя по всему, в ней образовалась воздушная подушка. Как выяснилось потом, почти весь экипаж – кроме вахты – отдыхал в кубрике, и столкновение застало их врасплох. Моряки, выскочив из кубриков в спасательных жилетах, собрались бросаться в воду, а один из них, почему то, расчехлил автоматическую пушку и стал наводить её на учебный корабль.
Немного растерялись и на мостике «Хасана». Шутка ли – таранить натовский ракетный катер недалеко от натовской военно-морской базы! Возник вопрос – как проводить спасательную операцию? Вопрос не праздный – на любом военном корабле масса секретного, и как воспримут турки, если наши моряки поднимутся на палубу катера? Решили застопорить ход, и ждать подхода турецких кораблей. Шлюпки все-таки спустили и подобрали оказавшихся в воде 13 турецких моряков. Нуждающимся в медицинской помощи морякам помогли в лазарете учебного корабля. Командиром «Хасана» было принято решение осмотреть носовую часть с помощью водолаза. Водолаз доложил, что попасть внутрь носовой части невозможно. «Хасан» остановился на фарватере, по которому сплошной чередой шли крупнотоннажные суда. Работать водолазу-аквалангисту в такой обстановке было опасно. Поэтому было принято решение отбуксировать баркасом учебного корабля носовую часть катера к борту «Хасана».
Во время спуска водолаза на баркас подняли еще одного турецкого моряка. Во избежание возможных осложнений на борт баркаса был приглашен спасенный офицер с ракетного катера. В носовой части были еще два человека, но они не хотели выходить с советскими военными водолазами. Находящийся на баркасе спасенный турецкий офицер написал письменный приказ покинуть носовую часть катера (она могла в любой момент затонуть), но даже письменный приказ не заставил турецких моряков покинуть носовую часть катера. В конце концов, нашим водолазам удалось убедить турок включиться в аппарат со сжатым воздухом, и выйти из носовой части вслед за водолазами. Люди были спасены.
Следствие
Спасенные члены экипажа рассказали, что «Meltem» вышел утром из Умурьери и шел в Гельджюк. На мостике находился командир катера и рулевой. Весь остальной экипаж – 32 человека находились в кубриках и каютах. Катер догнал «Хасан», прошел вдоль его правого борта, и, уже войдя в полосу тумана, совершил поворот влево фактически перед форштевнем учебного корабля. При этом катер держал скорость 14 узлов – около 26 км/ч. Навигационные РЛС на катере были выключены, оператор РЛС отдыхал в кубрике. Эта информация от турецких моряков была записана на магнитофон.
Интересный момент, касающийся реалий «холодной войны». Некоторые турецкие моряки были уверены, что их взяли в плен, и что русские уже захватили Босфор. В 13-52 на борт «Хасана» прибыл советский консул в Стамбуле.
Местное военно-морское командование не прибыло на борт «Хасана», мотивируя это тем, что подобными происшествиями занимается морская прокуратура Стамбула. Генкольсульство СССР в Стамбуле заявило турецкой стороне морской протест, возложив всю вину на командира турецкого ракетного катера (что было правдой). Тем временем, к месту аварии подошли корабли турецкого флота: спасательное судно «Isin» А589, водолазные катера «Dalgic1» Р311 и «Dalgic2» Р312, «Alemdar-2» и несколько боевых кораблей. Им была передана носовая часть турецкого катера. Спасенные моряки в присутствии советского консула сошли с «Хасана» на борт турецкого судна. На борт «Хасана» прибыл представитель морской прокуратуры Стамбула. Первое, что он попытался сделать – это арестовать советский учебный корабль. Ему показали военно-морской флаг, вооруженных матросов и предложили перед переговорами сдать свое личное оружие. После этого разбор столкновения пошел мирно.
Через некоторое время последовало официальное заявление турецкой стороны. В заявлении говорилось, что «…турецкая сторона выражает сожаление по случаю принесенного большого ущерба ВМС Турции в результате столкновения советского и турецкого судна по причине плохих погодных условий». Была выражена «…уверенность, что как с одной, так и с другой стороны будут предприняты все меры для того, чтобы выявить истину административной и юридической стороны вопроса». В этом заявлении так же сообщалось, что 5 турецких моряков пропали без вести.
Оперативный дежурный ВМФ СССР передал на «Хасан» приказ о возвращении в Севастополь. 26 сентября учебный корабль начал переход в Главную базу Черноморского флота. 27 сентября «Хасан» находился в Севастопольской бухте. В Севастополе первый заместитель Главкома ВМФ Адмирал флота Н.И. Смирнов произвел «разбор полетов». Так как вина командира турецкого ракетного катера была очевидной, для командира «Хасана» и начальника практики все закончилось относительно благополучно.
Так как график похода был окончательно сорван, командиру похода было предоставлено право самому составить новый маршрут, чтобы практика курсантов состоялась. «Хасан» из Севастополя зашел в Варну, потом в Батуми и Новороссийск. Учебная программа была выполнена в полном объеме.
Заключение
Учебный корабль «Хасан» был исключен из списков флота в 1999 году. «Перекоп» и «Смольный» остались единственными учебными кораблями в российском ВМФ. Они совершают учебные походы различной сложности. Так, в 2018 году «Перекоп» прошел по маршруту: Кронштадт – Севастополь – Суэцкий канал – Джакарта – Папуа-Новая Гвинея – Владивосток – Северный морской путь – Кронштадт. Учебные походы российских учебных кораблей продолжаются.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”