Антипинский НПЗ (единственный промышленный нефтеперерабатывающий завод в УрФО) в ходе торгов по банкротству купила неизвестная на нефтяном рынке компания «Русинвест» костромского бизнесмена Анатолия Яблонского
Цена сделки осталась на уровне начальной – 110,9 млрд рублей: другой участник аукциона – структура Сбербанка – поднимать её не стал. Эксперты рынка не исключили, что банк в попытке избавиться от актива мог профинансировать сделку. При этом работу предприятия покупатель восстановит, уверены они.
Аукцион по банкротству находящегося в Тюменской области Антипинского НПЗ завершился победой компании «Русинвест» Анатолия Яблонского. Компания создана в 2014 году и входит в ГК «Русэнергокапитал». Второй участник торгов «СБК Комплект» (входит в контур компаний Сбербанка) не стал даже торговаться за актив.
Помимо имущества завода, «Русинвесту» перешла 100-процентная доля в ООО «Нефтяная компания “Новый Поток”» (НКНП), которой принадлежат лицензионные участки Воронцовского, Гремячевского и Могутовского месторождений на западе Оренбургской области. По данным сервиса Kartoteka.ru, запасы НКНП оцениваются в 4,2 млрд рублей, внеоборотные активы – в 27,3 млрд рублей.
Работа взаймы
Антипинский НПЗ ранее входил в группу «Новый поток» Дмитрия Мазурова. В конце 2018 года у предприятия начались перебои с поставками нефти из-за нехватки оборотных средств. Восполнить их группа попыталась за счёт кредита Сбербанка, однако вернуть его не смогла. В мае 2019 года после появления признаков банкротства 80 процентов акций предприятия перешли Сбербанку. Летом того же года пакет купило ООО «Сокар Энергоресурс», по некоторым данным, аффилированное с бывшим вице-президентом ЛУКОЙЛа Валерием Субботиным.
Осенью 2019 года по заявлению ООО «СБК» Арбитражный суд Тюменской области ввёл в отношении НПЗ процедуру наблюдения, а в конце декабря 2019 года признал предприятие банкротом, после чего его имущество выставили на продажу.
На конец года сумма требований кредиторов составила 252,2 млрд рублей. Из них 170 млрд рублей – требования Сбербанка, включая 28 млрд рублей его структуры ООО «СБК», инициировавшей банкротство, 22,3 млрд рублей – «Промсвязьбанка», 12,4 млрд рублей – «Московского кредитного банка». Арбитражный управляющий в своём финальном отчёте в январе 2020 года оценил балансовую стоимость имущества НПЗ в 186,5 млрд рублей.
Торги по продаже НПЗ регулярно откладывались из-за жалоб «Промсвязьбанка» – его не устраивала начальная цена и включение в состав имущества доли в НКНП: банк считал, что её должны продать отдельно по стартовой цене 38,9 млрд рублей против 12,3 млрд рублей, определённых оценщиком. Остальное имущество кредитное учреждение предлагало реализовать по начальной цене 255,9 млрд рублей. Арбитражный суд не согласился с ним ни по одному из вопросов.
Старые знакомые
По данным сайта «Русинвеста», компания «управляет инвестиционным портфелем» – покупкой-продажей ценных бумаг перспективных предприятий, диверсифицирует инвестиции, управляет недвижимым имуществом и обслуживает инженерные системы зданий. Согласно информации сервиса Kartoteka.ru, выручка компании в 2020 году составила 16,4 млн рублей, чистая прибыль – 18 тыс. рублей.
При этом единственная новость на сайте компании – о покупке Антипинского НПЗ. Там уверяют, что решение организация приняла после «предварительной оценки потенциала развития реализуемых с торгов активов».
«Нас устраивают результаты торгов, дальнейшее исполнение сделки будет происходить в соответствии с требованиями законодательства. Мероприятия, связанные с выкупом и оформлением необходимых документов, будем проводить последовательно и системно, чтобы не нарушать производственные процессы и обеспечить социальную стабильность», – цитируют в тексте новости Анатолия Яблонского.
Глава «Русинвеста» Анатолий Яблонский занимает пост зампредседателя совета директоров банка «Авангард» (основной владелец – Кирилл Миновалов). По данным Kartoteka.ru, он является учредителем 25 компаний, однако возглавляет только Союз производителей коньяка и совет директоров Кизлярского коньячного завода.
На запрос «Октагон.Урал» в «Русинвесте» к моменту публикации материала не ответили. В Сбербанке от комментариев отказались. Глава банка Герман Греф, высказываясь о результатах торгов, заявил, что Сбер уже сформировал необходимые резервы, и сделка никак не отразится на прибыли банка. Он также сообщил о переговорах с компанией «в отношении условий привлечения кредитования».
Интересным является тот факт, что гендиректор «Русэнергокапитала» Ирина Самарина стала директором Антипинского НПЗ – назначение произошло в мае 2020 года. Без согласования с основным акционером – Сбербанком – оно пройти не могло.
Роль Сбербанка
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что, несмотря на давние попытки Сбербанка избавиться от актива, серьёзных игроков на рынке он не заинтересовал, поэтому банк вполне мог предоставить компании кредит на покупку.
«Ходят слухи, что Сбербанк дал кредит покупателю. Банку актив неинтересен, поэтому он вышел на торги, только чтобы соблюсти формальную конкурентность, и не поднимал цену. Это было чисто номинальное участие». – Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности.
Однако он не исключает и того, что покупателю пообещали налоговые преференции, чтобы вывести предприятие на окупаемость. Впрочем, отмечает Симонов, производитель коньяков может «ещё подумать, внимательнее проанализировать и попытаться переуступить кому-то права».
– Много историй, когда люди не слишком внимательно входят в сделку, потом выясняются детали и начинаются изменения. «Печора СПГ», например, сначала СПГ хотели делать, потом заявили, что нашлись приобретатели, которые будут производить метанол, сейчас вообще неясно, что будет, – рассказал Константин Симонов «Октагон.Урал».
Промышленный эксперт Леонид Хазанов одним из вариантов назвал покупку «Русинвестом» НПЗ в чужих интересах: Яблонский приобретает актив на партнёрские деньги, приводит его в порядок в финансовом плане и продаёт тому, кто больше в нём заинтересован. Однако назвать вероятных партнёров бизнесмена собеседник затрудняется. По его словам, речь может идти не о прямой аффилированности, а о тесных деловых отношениях.
На вопрос о финансировании сделки специалисты также не могут ответить однозначно. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предположил, что покупатель использовал заёмные средства. Погасить привлечённый заём НПЗ сможет несколькими путями, в том числе из выручки предприятия после восстановления его работы, полагает он.
– Другие варианты погашения привлечённых средств не исключены, например, размещение ценных бумаг, но они могут использоваться не сразу – сначала завод должен начать нормальную работу, – отметил Баранов.
Завод продолжит качать
Собеседники издания полагают, что новый собственник будет восстанавливать работу предприятия. В противном случае покупать его за такую цену не было бы смысла, уверен Леонид Хазанов.
«Перестраивать его под что-то новое, под металлургический завод, например, не имеет смысла, учитывая цену продажи. Проще было бы тогда найти заброшенное предприятие и его привести в порядок, да и индустриальных парков полно. Поэтому, скорее всего, будут приводить НПЗ в порядок. У него две задачи – избавиться от долгов и перезапустить его». – Леонид Хазанов, промышленный эксперт.
Организация уже выигрывает за счёт местоположения, отметил Хазанов: с одной стороны, она находится в центре нефтедобывающего региона, с другой – рядом с рынками потребления бензина и дизельного топлива, потому что «зима на Севере холодная, бензина и солярки надо много».
Предприятие могут модернизировать для расширения номенклатуры выпускаемой продукции, увеличения объёма выпуска, повышения качества и снижения влияния на население и окружающую среду, полагает Дмитрий Баранов.
Анна Лапина
По материалам: “Октагон”