В 1972 году на рейде Одессы столкнулись болгарский танкер и советский сухогруз
В последние два десятилетия существования Советского Союза произошло несколько крупных техногенных катастроф и аварий. Самым крупным был взрыв на Чернобыльской АЭС. В Арктике был раздавлен льдами теплоход «Нина Сагайдак». На Волге пассажирский теплоход врезался в железнодорожный мост. На Черном море произошли две крупные катастрофы.
Была ли такая череда катастроф в 70-х -80-х годах ХХ века закономерной, вопрос открытый. В этой статье мы расскажем о столкновении на рейде порта Одесса болгарского танкера «Лом» и советского сухогруза «Моздок».
Череда катастроф
70-80-е годы ХХ века характеризовались в гражданском судоходстве, с одной стороны, резким, почти скачкообразным, увеличением количества новых судов. С другой стороны, на них была установлена самая современная по тем временам навигационная аппаратура, облегчающая управление судном. И, наконец, как следствие увеличения флота, в мореходках резко увеличили выпуск будущих штурманов и капитанов. А количество, как известно, не всегда переходит в качество. Ранее мы рассказывали о некоторых катастрофах, связанных, как сейчас говорят, с человеческим фактором. Смотри статьи «Ошибки навигаторов» и «Речные «Титаники» России». В каждом конкретном случае судоводителем была сделана своя ошибка, а итог этих ошибок всегда связан с человеческими жертвами.
«Моздок» и «Лом»
Оба участника столкновения относились к «рабочим лошадкам» торгового флота своих стран. В СССР торговый флот, как правило, строился за рубежом. Так, в Польше, на судоверфи имени Парижской коммуны в Гданьске строилась большая серия универсальных сухогрузов проекта В-44. В Советском флоте эти суда обозначались как тип «Муром». Проект этого универсального океанского сухогруза был разработан в Польше. Всего было построено 30 сухогрузов проекта В-44 и два модернизированных судна. Все они вошли в состав Черноморского морского пароходства (порты приписки Одесса и Ильичевск). Суда имели водоизмещение 18 100 тонн, скорость хода 17 узлов – около 31 км/ч. Дальность плавания составлял 10 000 морских миль – около 18 500 км. Теплоход «Моздок» был построен в 1964 году, порт приписки Одесса.
Болгарский танкер «Лом» был куплен Болгарией в Великобритании в 1972 году. Построен он был в 1953 году. До 1965 года назывался «Janova», до 1971 года – «Hydrophane». Водоизмещение танкера составляла 19 500 тонн. Порт приписки – Бургас.
Столкновение
Началось все с резкого понижения температуры. Днем 12 января температура воздуха была плюсовой, а рано утром 13 января она резко опустилась до -20 градусов. От такого резкого и быстрого перепада море стало «кипеть». Образовался столь плотный туман высотой 50 метров, что даже сильный ветер не мог его разогнать. Видимость, в прямом смысле слова, нулевая. В таких условиях возможность входа, или выхода из порта определяется капитаном и лоцманом. Лоцман одесского порта Пантак принял решение на вывод теплохода «Моздок» из порта.
«Моздок» был готов к выходу еще ночью, в 03-00 по местному времени. Теплоход был загружен и должен был совершить рейс во Вьетнам (Одесса – Хайфон). Для капитана А.Макеева это был первый рейс в качестве капитана, поэтому он отложил выход до утра.
Утром 13 января к внешнему рейду порта Одесса подходил болгарский танкер «Лом». 70-е годы были интересным временем. С одной стороны, на всех торговых судах стояли навигационные РЛС, эхолоты, другие средства навигации. С другой стороны – часто на них не очень обращали внимание. В данном конкретном случае на болгарском танкере не работала навигационная РЛС. Была ли на «Ломе» вторая РЛС – неизвестно. При таком сильном тумане и не работающей РЛС капитан танкера был просто обязан встать на якорь на внешнем рейде и дождаться улучшения погоды. Но капитан А. Бончев запросил разрешения на вход в порт. Диспетчер порта ему ответил, что фарватер занят выходящим из порта «Моздоком».
Самое лучшее решение для капитана танкера было бы подождать, пока «Моздок» не пройдет выходной фарватер, а потом уже входить в порт. Но капитан Бончев почему то решил, что для прохода по фарватеру в условиях сильного тумана ему будет достаточно только работавшего эхолота. Когда он заметил, что глубины, которые показывал эхолот, резко стали уменьшаться (а это означало, что танкер сошел с фарватера и движется в сторону одесских пляжей), капитан танкера Бончев развернул судно на 180 градусов и повел его в сторону открытого моря. Мы помним, что на море стоял плотный туман с нулевой видимостью, и на танкере не работала РЛС. К несчастью, когда танкер пересекал фарватер, по нему проходил «Моздок». На нем работала навигационная РЛС, капитан и лоцман видели на экране «Лом», но его резкий маневр сделал столкновение неизбежным.
В 11-18 по местному времени танкер «Лом» под углом ударил «Моздок» в правый борт в районе третьего и четвертого трюмов. Результаты столкновения были ужасными. Образовалась пробоина площадью 35 квадратных метров. Обшивка на твиндечной палубе была вдавлена внутрь корпуса на полтора метра на длину шесть метров. Сила удара была такова, что форштевень танкера оказался на полубаке сухогруза на высоте пять метров от борта. Суда сцепились и стали тонуть.
В момент удара танкер «Лом» взорвался. По некоторым данным танки на танкере были не дегазированы. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Когда танкер перевозит нефтепродукты, особенно легкие (бензин, керосин и так далее), после разгрузки обязательно нужно удалить из танков оставшиеся в них пары. Эта процедура и называется дегазацией. В противном случае достаточно небольшой искры, чтобы танкер взорвался с такой силой, как если бы он перевозил динамит. В результате взрыва танкер разломился на три части. Средняя часть легла на дно, носовая осталась в корпусе «Моздока», кормовая была на плаву. Сила взрыва была такова, что в домах, расположенных на берегу, выбило все стекла. Хотя жители Одессы отделались легким испугом. Что может произойти в таких случаях, смотри статью «Пароходы, уничтожившие города». Носовая часть танкера, заклинившаяся в корпусе «Моздока», стала причиной резкого увеличения крена сухогруза.
Спасательная операция
После столь громкого, во всех смыслах, столкновения, на помощь вышли спасательные буксиры. Подошли они довольно быстро – столкновение произошло всего лишь в 4,5 морских миль – около 8 км – от Воронцовского маяка (это вход в порт Одесса). Первым успел дунайский буксир «Оперативный». Затем подошли суда из Одессы: буксиры «Ударник», «Труд», «Рекорд», «Березань», катер «Бодрый», теплоходы «Зоринск», «Брацлав», ледокол «Сибиряков» и спасательное судно «Атлант». Судов было много. Первое, что они попытались сделать – расцепить столкнувшиеся суда, чтобы отвести «Моздок» на мелководный участок. Сделать это буксиры не смогли, так как сцепившиеся суда сдерживались затонувшей средней частью танкера. Буксир «Оперативный» снял с «Моздока» 34 человека. На борту осталось 5. Крен сухогруза постепенно увеличился до 15 градусов. Моряки заглушили котел, и были сняты с «Моздока» буксиром «Березань». С танкером было сложнее. Взрыв уничтожил две шлюпки. Третья была повреждена. С четвертой буксир «Ударник» снял 17 моряков. Шлюпка с теплохода «Зоринск» сняла с борта еще 11 человек. Всего на танкере был экипаж из 42 моряков.
Оба судна медленно погружались. Носовая часть танкера затонула, крен «Моздока» увеличился до 40 градусов. В 17-00 по местному времени носовая часть сухогруза легла на дно. Над поверхностью моря остались труба и мачты «Моздока», и кормовая часть «Лома», которая была на плаву.
На «Моздоке» погиб моторист Бессараб, который в панике бросился за борт и пропал. На танкере погибло 10 человек.
Одесса – единственный советский замерзающий порт на Чёрном море. Недаром в списке судов, принимавших участие в спасении, был ледокол. Море замерзло в месте аварии, и льды срезали мачты «Моздока». По этой причине подъем судов был перенесен на три месяца, на март.
Судоподъемная операция
«Моздок» затонул на небольшой глубине (23 метра), на расстоянии 2,5 мили от берега, и, как мы уже говорили, на расстоянии 4,5 морские мили от Воронцовского маяка. Хуже было другое. На теплоходе был опасный груз – мешки с ядохимикатами (более 1 000 тонн дуста) и 1 600 тонн топлива и масла. Труба теплохода была над водой, а надстройки (сухогруза и танкера) были под водой. Учитывая, что столкновение произошло на фарватере, это все создавало значительные трудности входящим и выходящим из порта судам. В январе 1974 года надстройку «Моздока» протаранило греческое судно «Мангана». Оно сильно повредило себе днище. «Греку» оказали помощь спасатели Черноморского морского пароходства.
К судоподъёмным работам приступили в марте 1972 года. Это может показаться странным, но работы продолжались два года с весны до поздней осени. В некоторые дни одновременно работали до 100 водолазов. Основная проблема была в «Моздоке», точнее в его грузе. 1 000 тонн дуста, в случае ошибки могли отравить всю акваторию и пляжи. Нельзя было забывать и о топливе в танках теплохода. Поэтому было принято единственно возможное решение – «Моздок» поднимать целиком, не разрезая его на части. К спасателям Черноморского пароходства присоединились специалисты Аварийно-спасательной службы ВМФ во главе с легендарным адмиралом Николаем Чикером.
Сначала хотели поднять теплоход с помощью двух танкеров типа «София» – самых больших танкеров того времени в советском торговом флоте. От этой идеи отказались, так как она требовала вывод танкеров из эксплуатации на длительное время. Вторым вариантом был подъем с помощью понтонов. И, наконец, третий вариант – подъём с помощью понтонов, но с предварительной разгрузкой теплохода – кроме мешков с дустом и листовой стали. Остановились на последнем варианте. Перед началом работ требовалось поднять носовую и среднюю части танкера, так как они мешали маневрированию судов, участвующих в подъёме.
К работам по выгрузке теплохода приступили 26 апреля 1972 года и завершили её 10 сентября следующего года. Всего разгрузка «Моздока» под водой заняла 171 день. Для подъема сухогруза было принято решение закачать в его трюмы вспененный полистирол.
Впервые такой метод подъема судов был опробован датским инженером Кроером в 1965 году при подъеме судна, затонувшего в Кувейте. Для закачки полистирола в «Моздок» приспособили как плавбазу старый сухогруз «Краснодар», оборудовав его специальными станциями вспенивания. Операция вспенивания продолжалась 42 дня. Было вспенено 352 тонны – 9 железнодорожных вагонов – полистирола. Нагнетание вспененного полистирола в трюмы «Моздока» продолжалось 14 суток и закончилось 13 августа 1974 года. Но это было только половина дела. Требовалось много понтонов. Часть из них пришлось переводить из Балтийского моря по внутренним водным путям.
Подъем болгарского танкера особых трудностей не вызвал. Его разрезали под водой и подняли по частям.
Подъём теплохода «Моздок» начался рано утром 18 августа 1974 года. После 12-00 всплыла носовая часть. А в ночь с 18 на 19 августа всплыла корма. Теплоход был отбуксирован в район с глубиной 14 метров, где началась откачка воды. Формально операция по подъему «Моздока» завершилась 20 августа, когда теплоход был отшвартован у причала №39 Одесского порта. Подъем судна осуществили 350 спасателей Черноморского пароходства с привлечением 20 судов различного назначения – буксиров, плавкранов, плавбазы «Краснодар».
Заключение
Подъем «Моздока» вошел в историю спасательной службы Министерства морского флота СССР, как одна из самых продолжительных судоподъемных операций в эпоху Советского Союза. Но это было вполне обоснованно. Акватория Одесского порта и залива, а также знаменитые одесские пляжи не пострадали. Кроме того, в СССР был впервые отработан подъем крупного океанского судна с помощью вспененного полистирола. Ну а жители Одессы помнят не сам подъем теплохода, а утренний взрыв, разбудивший город.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”