Насколько дорогим для гостей и безопасным для природы будет арктический туризм
Общий объем инвестиций в создание двух арктических курортов — «Затундра» (Таймыр) и «Валла-Тунтури» (Кольский полуостров) — составит порядка 48 млрд рублей. О доступности их для россиян, угрозах природе тундры из-за «диких» туристов и дальнейших планах развития туротрасли журналу «Компания» рассказал генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин.
— Какой был объем инвестиций в объекты?
— Сейчас мы планируем два арктических проекта. Первый — это «Затундра». Он находится на самом севере Красноярского края. Туристическая инфраструктура, которую там создаем, будет стоить примерно 20 млрд рублей. Второй не менее интересный проект — это курорт «Валла-Тунтури». Он расположен на Кольском полуострове в районе полуостровов Рыбачий и Средний. По нашей оценке, непосредственно туристическая инфраструктура — это около 28 млрд рублей.
— Есть ли у вас дальнейшие планы по поддержке туризма в других регионах?
— Мы работаем также на Камчатке, на Северных Курильских островах проекты развиваем, но это не является арктической зоной, это зона дальневосточная.
— Кластеры «Затундра» и «Валла Тунтури» планируется начать в 2023 году? На какой турпоток они будут рассчитаны?
— На 2023–2024 годы намечено начало стройки. Соответственно, потребуется два или даже три года, чтобы туристические деревни закончили строить. Ввод в эксплуатацию — это уже ближе к 2026 году.
Количество туристов в «Затундре» мы оцениваем где-то в 50 тысяч человек в год, а в «Валла-Тунтури» — до 900 тысяч в год.
«Затундра» будет расположена за границей Северного полярного круга, вблизи Норильска. В составе комплекса планируется построить туристическую деревню «Бухта Канчуль» (605 номеров) с соответствующей инфраструктурой и социально-культурными объектами. Кроме того, создадут разветвленную сеть кемпингов и приютов (600 номеров), а также пеших и водных туристических маршрутов для экспедиционного туризма.
Центр проекта «Валла-Тунтури» расположен на полуостровах Рыбачий и Средний в Мурманской области. Кластер будет включать две туристические деревни (1250 номеров), сеть глэмпингов, туристических маршрутов и троп.
— А ориентир делаете на россиян или на иностранных туристов?
— В первую очередь мы ориентируемся на россиян из всех регионов. Если говорить о проекте «Затундра», это туристы из Красноярского, домашнего региона, а также норильчане. Они смогут пользоваться этой инфраструктурой и проводить свободное время в красивых местах.
— Можно ли говорить, что отдых в кластерах будет доступен людям со средним достатком?
— Конечно. Во-первых, это не VIP-туризм, это для всех, мы создаем разнообразную инфраструктуру. Во-вторых, посмотрите на программы, которые предлагает Ростуризм, — это кешбэк и всевозможная помощь в туристических поездках. Я думаю, все вместе это приведет к тому, что именно российский турист сможет первым оценить наши проекты.
— На какую помощь от государства вы рассчитываете в рамках реализации этих проектов?
— Для нас самое главное — это субсидирование процентной ставки на капитальное строительство. Безусловно, мы рассчитываем, что государство будет активно, особенно в арктической зоне, участвовать в строительстве дорог (на территории?) туристических объектов и всевозможных причальных сооружений. Это все нужно для развития круизного и экспедиционного туризма.
— Каким образом будет решен вопрос доступа иностранных туристов в арктическую зону?
— Доступ будет стандартный, как и сейчас. Существуют определенные разрешительные и уведомительные процедуры. И пока для текущего потока туристов из-за рубежа этих процедур достаточно.
— Сотрудничали ли вы с Ростуризмом в стратегии развития внутреннего туризма до 2035 года? Какие из ваших инициатив были внесены в эту стратегию, если были?
— Арктическим и дальневосточным туризмом мы занимаемся уже несколько лет. У нас есть и собственные маркетинговые разработки, и стратегия развития. Мы всеми данными делимся, они не закрытые, их можно найти на нашем сайте. Мы стараемся, чтобы все желающие смогли изучить наши инициативы, и если какие-то идеи будут использованы в более глобальной или государственной стратегии, то мы только порадуемся.
— А в каком сейчас состоянии ваши дальневосточные проекты, в частности «Парк «Три Вулкана» на Камчатке? Губернаторы Мурманской области и Камчатского края довольны, поддерживают развитие туризма в этих регионах, но выступают против дикого. Вы учитываете в своих проектах эту составляющую?
— Наши проекты — это как раз и есть организованный и доступный туризм. Как в Арктике, так и на Дальнем Востоке практически нет организованного массового туризма, но все равно существует стихийный. Вы прекрасно понимаете, что люди покупают снегоходы, квадроциклы, машины повышенной проходимости, и если их использование не регулируется, то они просто ездят по тундре и все там уничтожают. Наша миссия — открыть эту хрупкую природу для людей и при этом защитить ее.
— ВЭБ.РФ поддерживает только ваши южные проекты или вы работаете вместе еще над другими?
— На самом деле мы очень серьезно говорим о камчатском проекте «Парк «Три Вулкана». Все соответствующие заявки и бизнес-кейсы мы уже во Внешэкономбанк подали. ВЭБ хорошо разбирается в этой теме, поэтому мы надеемся, что он возглавит синдикат для финансирования проекта на Камчатке.
— Какие инфраструктурные проекты вы планируете реализовать совместно с «Норникелем» в Норильске и Дудинке?
— Порт Дудинки будет реконструирован. Предполагается также перенос исторического здания речного вокзала. Оно стоит немного в стороне от порта, мы же предлагаем перенести здание на центральную площадь, туда, где активная жизнь и основной турпоток. Мы будем делать проект переноса и пойдем в Минкульт его утверждать, поскольку понимаем, что с такими памятниками надо работать очень аккуратно. Также мы считаем, что в историческом центре Дудинки желательно построить дополнительную гостиницу — 3–4 звезды, чтобы те туристы, которые прибывают водным путем либо из Красноярска, либо с Севера, из арктической зоны, имели возможность в Дудинке задержаться на день-два, познакомиться с местными обычаями и историей.
Алина Чупанова
По материалам: “Компания”