В Санкт-Петербурге и в России в целом завершили формирование предвыборных списков все партии, которые могут рассчитывать на места в Государственной думе
В текущем цикле основные игроки испробуют три варианта разделения федеральных и территориальных списков. Интригу уже создали кандидаты, возглавившие петербургский список ЕР и федеральные части. Теперь страна в ожидании исторически и политически важных результатов избранных партиями стратегий.
В этом году три партии идут на выборы со списком из 36–37 территориальных групп: «Новые люди», КПРФ, «Справедливая Россия – За правду». Три партии формируют 57–60 территориальных объединений: «Родина», ЛДПР, «Единая Россия». Одна – «Яблоко» – 90.
Выборы депутатов нижней палаты парламента по пропорциональной системе с разбиением списков кандидатов на территориальные группы – один из базовых элементов избирательной системы страны. От применения этого принципа зависит, кто и как получает заветный мандат, и получит ли его вообще в этом году по итогам сентябрьских выборов.
К 2021 году Россия подошла с балансом мажоритарной и пропорциональной частей Госдумы, при котором 225 депутатов избираются от мажоритарных округов и 225 идут по списку.
Та же система была на выборах в 2016 году, только тогда федеральная часть списка ограничивалась 10 фамилиями, а в этом году – 15.
Путь к знакомой и привычной сейчас системе занял больше 20 лет. На первых выборах в новейшей истории России в 1993 году страна представляла собой один многомандатный избирательный округ, в котором от каждой партии выдвигается общий список. Разбиение списка на группы было правом, а не обязанностью, и воспользовались им меньше половины (6 из 13) избирательных объединений, участвовавших в выборах.
В итоге сокрушительную победу в гонке списков одержала ЛДПР Владимира Жириновского, на втором месте с большим отрывом оказалась партия власти – на тот момент «Выбор России» Егора Гайдара, на третьем – только что воссозданная КПРФ Геннадия Зюганова. И только распределение мест по одномандатным округам дало в итоге возможность сравняться по общему числу мест элдэпээровцам и выбороссам.
Через два года разделение стало обязательным, но поскольку количество региональных групп не было оговорено, некоторые участники выборов поделили свой список на две группы: наименьший из субъектов Федерации и вся остальная страна.
С каждым последующим выборным циклом обязательное число региональных групп увеличивалось – с семи в 2003 году до 80 в 2007-м. В 2016 году избирательное законодательство вернулось к смешанной системе выборов, количество региональных групп варьировалось от 35 до 135. Результат оказался ожидаемым. Общее количество мандатов у партии власти позволило сформировать фракцию более чем в три четверти парламентариев.
Положительный итог решено было закрепить, поэтому и в 2021 году избирательная система в целом осталась прежней. Однако сами списки преподнесли сюрпризы.
Не паровозы «Единой России»
В этом году Санкт-Петербург при формировании территориального списка правящей партии показал неожиданный результат – обещанное первое место не получил спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Заявление, где он говорит, что возглавит петербургский список партии в Госдуму, с сайта «Единой России» исчезло. А на первом месте оказался директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Интрига в связи с появлением в списке Пиотровского заключается в том, дал ли он своё имя лишь для политических игр или собирается принять в них участие в будущем. При реализации второго варианта кресло директора Эрмитажа уже осенью может занять его сын Борис Пиотровский, проходящий кадровую стажировку в Смольном в качестве вице-губернатора. Один трансфер власти от отца к сыну Эрмитаж уже пережил – может пережить и второй.
Аналогичный петербургскому вопрос о будущем первых мест списка встал и на федеральном уровне. На съезде ЕР, где выступил президент РФ Владимир Путин, были предложены пять человек, которых персонально на выборы поведут министр обороны Сергей Шойгу и министр иностранных дел Сергей Лавров. И нет уверенности в том, что они выполняют роль паровозов, которые отстегнутся от депутатского состава после победы.
Как рассказывают разные источники, Сергей Лавров давно просил о возможном отдыхе, и теперь есть повод с удачной ротацией. Что касается Сергея Шойгу, то его переход в Госдуму может быть частью давно ожидаемой ротации в силовом блоке правительства, – как раз под утверждение нового состава. Сергей Шойгу как один из основателей «Единой России» сейчас вполне мог бы вернуться в её правление, а заодно и в кресло спикера. В целом именно он может олицетворять конец многоглавости в партийном руководстве и обретение давно ожидаемого единоначалия в партии власти в нынешний сложный для страны период.
В итоге партия «Единая Россия» сформировала 57 территориальных групп.
При этом 40 из них включают только один субъект. Остальные – два и более. И только территориальная группа № 1 по Дальнему Востоку вобрала в себя девять субъектов.
Главы думской оппозиции в борьбе за личное
Через неделю после съезда «Единой России» определились с кандидатами остальные три партии думского консенсуса. Партийные списки и одномандатников выдвинули ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия – За правду».
ЛДПР заняла все возможные 15 мест в федеральной части списка, разделив оставшихся кандидатов на 58 региональных групп. По две группы – в Москве и Московской области. При этом в столице одну из них возглавит Борис Пайкин, которого ранее предполагалось увидеть во главе петербургского списка.
Отсутствие среди кандидатов Игоря Лебедева (сына лидера партии и нынешнего вице-спикера), который собрался посвятить время структуризации семейного бизнеса, явно указывает на завершение активного участия его семьи в управлении политическим проектом.
КПРФ тоже воспользовалась всеми 15 вакантными местами в федеральной части списка, разделив остальную его часть на 36 региональных групп. При этом Москва остаётся единой группой, так что её представители имеют практически стопроцентные шансы на прохождение. В федеральной и территориальных частях представлены практически все нынешние внутрипартийные группы влияния. На общем фоне активностью выделяется первый зампред ЦК Юрий Афонин, и если говорить о борьбе преемников, то он, без сомнения, лидирует.
«Справедливая Россия – За Правду» во главе списка поставила пять человек, первые три из которых – лидеры объединившихся в январе партий: Сергей Миронов, Захар Прилепин и Геннадий Семигин.
То есть Миронов перестал быть единственным лидером. Всего сформировано 36 региональных групп, при этом, опять же, в Москве и Московской области – по две группы.
В целом складывается впечатление, что идёт игра не столько в текущие выборы, сколько в предстоящие слияния-поглощения с заменой большинства нынешних партийных лидеров. Они, кажется, больше волнуются за своё личное будущее в качестве пожизненных сенаторов, а не за составы фракций, отправляемых в самостоятельное плавание на следующие пять лет. Если это плавание им, конечно, предстоит. Смена партийной элиты и реструктуризация партийной мозаики – элементы большого транзита власти, ускоряющегося к осени.
Без сюрпризов
Завершили мероприятия по формированию списков и партии второй волны, способные побороться за 3–5 процентов в думе нового созыва: «Яблоко», «Родина» и «Новые Люди».
В списке «Яблока» не оказалось ни Григория Явлинского, ни Игоря Артемьева. Федеральная часть состоит из одного человека – председателя партии Николая Рыбакова. Сам список разделён на 90 территориальных групп. При этом Москва и Санкт-Петербург разделены по одномандатным округам. То есть в столицах кандидаты-списочники будут конкурировать ещё и друг с другом, вместо того, чтобы бороться за общую победу. При этом другие территории объединяют по несколько субъектов и одномандатных округов. На проходных местах в списке партии не оказалось ярких оппозиционеров, так что проект выглядит как минимум неоднозначно.
Федеральная часть списка партии «Родина» – это 10 человек, остальной список разделён на 60 региональных групп. Сенсаций не состоялось.
«Новые люди» выдвинули в центральной части списка двух человек, чётко соблюдая принцип гендерного равенства: основателя компании Faberlic Алексея Нечаева и экс-мэра Якутска Сардану Авксентьеву. Список партии разделён на 37 территориальных групп, что почти стандартно.
Основная стратегия этих партий – привести к избирательным урнам тех избирателей, которые чаще всего остаются дома. Задача – доказать, что альтернатива есть, и выбор иных вариантов, кроме сохранения статус-кво, возможен. Этим они будут заниматься оставшиеся два с половиной месяца.
Дмитрий Солонников
По материалам: “Октагон”