Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов настойчиво продвигает новый транспортно-логистический проект
Глава Северной столицы хочет включить город в Северный морской путь, который проходит вдоль арктического побережья России. В союзники Беглов планирует взять федерального вице-премьера Юрия Трутнева, который курирует Арктический регион. Но федералы не торопятся оказать поддержку, так как у очевидной на первый взгляд инициативы есть и «теневая» сторона.
Северный морской путь – один из самых недооценённых транспортных проектов новой России. Пока всеобщее внимание было приковано к строительству Крымского моста и подготовке к чемпионату мира по футболу, страна успешно готовилась к новому освоению северных морей.
Оценить приготовления широкой публике было непросто, учитывая, что магистрали проложены в самых безлюдных местах планеты. Это не Москва, Петербург или даже Крым со множеством телеканалов, сетевых изданий и блогеров. Важнейший порт Северного морского пути – Сабетта – построен близ посёлка, в котором практически нет местных жителей, но работает от 20 до 30 тысяч вахтовиков, – им не до прославления индустриальных прорывов России в соцсетях.
Интерес мирового сообщества к проекту Северного морского пути появился в 2018 году, когда стало окончательно очевидно: из-за таяния паковых арктических льдов, вызванного глобальным потеплением, навигация по северным морям может быть фактически круглогодичной, причём без сопровождения ледоколов.
Грузопоток по Северному морскому пути именно в 2018 году вырос более чем вдвое.
Кроме того, были подписаны важнейшие для транспортной артерии документы: сначала закон о наделении госкорпорации «Росатом» статусом инфраструктурного оператора Севморпути, затем – план развития Севморпути и стратегия развития Арктической зоны.
Логистический блокчейн «Бронки»
Недавняя «закупорка» Суэцкого канала продемонстрировала, что планете необходимы альтернативные пути транспортировки грузов. Россия в их числе продвигает Северный морской путь. А губернатор Беглов в свою очередь – идею создать из Санкт-Петербурга крупнейший логистический хаб Севморпути.
Впервые об этом он объявил ещё в октябре прошлого года на рабочем совещании у председателя правительства Михаила Мишустина. По словам Беглова, в Европейской части России Санкт-Петербург – единственный порт, который имеет возможность работать с крупнотоннажными грузовыми кораблями, следующими по Севморпути.
Задумка Беглова заключается в том, чтобы в Санкт-Петербурге загружались контейнеровозы, которые сейчас следуют по Севморпути из Европы в сторону Дальнего Востока порожняком. Для этого логистический кластер Северо-Запада запустил проект «Санкт-Петербургский агрегатор грузооборота Северного морского пути».
Речь идёт не об отдельном портовом терминале. Агрегатор – лишь цифровая платформа, которая собирает информацию от грузоотправителей Северо-Запада и регионов Арктической зоны. От первых – о том, что они готовы отгружать, от вторых – что им требуется. Затем эта информация сопоставляется и высчитывается стоимость логистических операций.
В числе исполнителей проекта значатся уже множество логистических компаний, а также владельцы перегрузочного комплекса – по сути, отдельного глубоководного порта «Бронка». Именно здесь собираются консолидировать грузы, которые должны отправляться из Санкт-Петербурга по Севморпути.
Протекционизм или бизнес-глобализация?
Реализацию амбициозных задач Беглова пока задерживает юридический статус Севморпути. Пролегает путь от вод близ острова Вайгач (Ненецкий автономный округ) до мыса Дежнёва (Чукотка). Для того чтобы Санкт-Петербург получил официальный статус транспортно-логистического хаба, необходимо расширить границы Севморпути. 20 февраля письмо с таким предложением вице-премьеру Юрию Трутневу направили главы пяти субъектов: Санкт-Петербурга, Камчатского края, Сахалинской, Мурманской и Архангельской областей.
Официальной информации о положительном рассмотрении письма пока нет.
Причина может быть в том, что на акваторию Севморпути распространяются особые условия судоходства, установленные Россией в соответствии с Конвенцией по морскому праву ООН.
Среди таких особых правил – ограничения на передвижение в акватории Севморпути иностранных военных судов. Они обязаны не только заранее уведомлять федеральную администрацию Севморпути Минтранса РФ о своих параметрах, но и брать на борт российского лоцмана.
Также готовятся ограничения для торговых судов: в акватории Севморпути абсолютный приоритет будут получать российские суда перед иностранными. В перспективе акватория может быть полностью закрыта для отдельных «иностранцев», намекал федеральный вице-премьер Юрий Борисов.
Если акватория «расширится» за счёт Санкт-Петербурга, то протекционистские меры, кажущиеся естественными для Ямала или Чукотки, окажутся губительными для бизнес-процессов Северо-Запада, глубоко интегрированного в панъевропейскую экономику. Судя по отчёту Большого порта, он обеспечивает прямые транспортные связи России с более чем 30 странами мира.
По всей видимости, в правительстве озабочены вопросом о том, как отразятся ограничения на существующих международных потоках Большого порта, и потому не спешат с ответом на письмо губернаторов о судьбе Севморпути.
По материалам: “Октагон”