Губернаторы устали от Силуанова

У российских губернаторов накопилось множество вопросов к министру финансов РФ Антону Силуанову

Тяжеловес из команды Медведева решил применить в работе с ними принципы, за которые его критикуют и прочат отставку на федеральном уровне. Но позиция оппонентов чиновника-либерала также выглядит шаткой: развитию экономики они предпочитают рост собственных зарплат.

Антон Силуанов – один из последних оставшихся во власти представителей команды Дмитрия Медведева. Он возглавил Минфин РФ в 2011 году, сменив на этом посту Алексея Кудрина, и до начала 2020 года укреплял позиции. Вершиной его карьерной лестницы стала должность вице-премьера.

Куратор финансового блока прославился как принципиальный сторонник жёсткой монетарной политики. В том числе он вместе с Эльвирой Набиуллиной настоял на принятии в 2015 году решения о сжатии денежной массы для борьбы с инфляцией. Поставленной цели он добился: уровень инфляции за короткий срок снизился в пять раз – с 12,9 до 2,5 процента. Но у этого решения был серьёзный побочный эффект – падение темпов роста ВВП до уровня менее 1 процента. Именно он стал поводом для нараставшей с каждым годом критики в адрес министра.

Принципы Антона Силуанова вошли в противоречие с позицией команды нового председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. В рамках борьбы с коронакризисом новый состав кабинета министров максимально смягчил кредитно-денежную политику. В 2020 году планомерно снижалась ключевая ставка ЦБ РФ, для стимулирования потребительского спроса проводились масштабные эмиссии денежных средств, ключевые отрасли экономики получили бюджетные субсидии. Благодаря этому российской экономике удалось избежать чрезмерно большого падения.

Несмотря на смену финансово-экономической парадигмы, Антон Силуанов выступал с многочисленными заявлениями, что период мягкой монетарной политики закончится в текущем году.

«Мы поставили задачу к 2022 году выйти уже на нормальную бюджетную политику», – пояснил он в одном из последних выступлений.

Нарастающие противоречия стали поводом для многочисленных аппаратных атак на Силуанова. СМИ и телеграм-каналы неоднократно сообщали о конфликте министра с Михаилом Мишустиным и намерении российского премьера поставить на руководство минфином представителя собственной команды. Попытки оптимизировать раздел бюджета по национальной безопасности настроили против главы минфина силовиков. Депутаты Госдумы и представители социального блока остались крайне недовольны выступлением министра против индексации пенсий работающим пенсионерам. Несколько раз различные спикеры публично анонсировали скорую отставку Силуанова, но каждый раз их предположения оказывались преждевременными.

Одним из ключевых направлений деятельности Силуанова в последнее время стала стабилизация региональной финансово-бюджетной системы. Во главу угла при работе с губернаторами министр поставил принцип «ответственной долговой политики».

«Безответственная долговая политика несёт прямую угрозу выполнению государством обязательств перед населением (выплата заработной платы, социальных пособий, расходов на здравоохранение и др.)», – предупредил он в майском интервью «Российской газете».

Силуанов также напомнил, что в истории есть немало примеров, когда проблемы с субнациональным долгом негативно сказывались на социально-экономической стабильности всего государства. В наибольшей степени с данной проблемой столкнулись в разные годы Бразилия, Аргентина, Мексика и Индия.

В качестве главного инструмента снижения долговой нагрузки Силуанов назвал анонсированные в послании президента РФ льготные бюджетные кредиты, которыми субъекты РФ смогут замещать дорогие коммерческие заимствования.

Но наиболее интересной для губернаторов стала программа по предоставлению регионам до 2023 года бюджетных кредитов под 3 процента для создания объектов инфраструктуры в объёме до 500 млрд рублей.

Первые заявки на их получение поступили в Правительство РФ ещё в мае. Их подали представители властей Нижегородской и Челябинской областей, а также Ямало-Ненецкого автономного округа.

Проект в Нижнем Новгороде предполагает строительство в городе жилья, социальной и транспортной инфраструктуры. Ямал намерен потратить кредит на строительство Северного широтного хода, Челябинская область – на интеграцию метро и наземного городского транспорта. Тогда же заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин анонсировал разработку ещё 14 проектов. Один из них касается развития метро в Новосибирске.

Однако далеко не всем губернаторским инициативам суждено пройти через минфиновское сито.

По словам знакомого с ходом согласований источника, Антон Силуанов применяет при отборе проектов те же максимально жёсткие принципы, за которые его активно критикуют на федеральном уровне.

Например, отправляются «под нож» или на полную переработку проекты, если их финансирование, по мнению министра, повысит дефицит и госдолг подавших заявки регионов выше обоснованных значений.

По словам опрошенных «Октагоном» представителей регионов, такая позиция может нарушить принцип справедливости при распределении кредитов и усилить и без того серьёзный дисбаланс в программах финансирования субъектов РФ. В настоящее время ряд губернаторов обсуждают возможность направления коллективного обращения на имя первого заместителя главы Администрации президента РФ Сергея Кириенко с просьбой оказать влияние на министра финансов либо поднять вопрос об его отставке.

Первые официальные данные об итогах рассмотрения заявок на получение инфраструктурных кредитов появятся только в ноябре. Список одобренных проектов и объёмы их финансирования войдут в проект федерального бюджета на 2022 год. Какие-то новости могут появиться через пару недель: 4 августа состоится заседание президиума Госсовета РФ по теме межбюджетных отношений. Но пока что попробовать понять истинные причины конфликта между Минфином РФ и регионами пока можно, только проанализировав смежные аспекты их взаимодействия.

Одна из таких сфер – распределение безвозмездных федеральных трансфертов между субъектами РФ. К ним относятся нецелевые дотации на покрытие текущих расходов, целевые субвенции и предоставляемые на условиях долевого софинансирования конкретных проектов субсидии. Именно эта традиционная форма финансовой помощи территориям остаётся для губернаторов наиболее интересной. Она не повышает дефицит и госдолг, правила лоббирования проектов по их софинансированию давно известны, порядок согласования отработан.

В январе – июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объём безвозмездной помощи регионам вырос всего на 1,45 процента – до 1,116 трлн рублей.

При этом значительно изменились приоритеты при принятии решений о её предоставлении.

По данным Казначейства России, невозвратные трансферты распределяются по регионам крайне неравномерно. В одних случаях они полностью покрывают понесённые субъектами РФ в ходе пандемии потери (яркие примеры – Дагестан и Якутия). В других – лишь частично.

В первой половине прошлого года список наиболее финансируемых из центра территорий возглавлял Крым, получивший 51,2 млрд рублей. В январе – июне 2021 года республике было перечислено лишь около 40 млрд рублей. Вместо неё обновленный чарт возглавила Москва, перечисления в бюджет которой выросли почти в полтора раза, – до 50,3 млрд рублей.

В наибольшей мере снизилось безвозмездное финансирование экономически развитых регионов, многие из которых ещё недавно были донорами федерального бюджета.

Татарстан не досчитался более чем 12 млрд рублей. На 6,5 млрд рублей упал объём трансфертов в пользу Кузбасса, на 5,5 млрд рублей – Московской области, на 5 млрд рублей – Башкортостана, на 4,5 млрд – Пермского края.

– Эти цифры показывают, что Силуанов, играющий ключевую роль при распределении безвозмездной помощи, не спешит затыкать дыры в бюджетах регионов за федеральный счёт. Он ранее открыто призывал к «раскулачиванию» профицитных регионов, чем вызвал гневную реакцию мэра Москвы Сергея Собянина. И сейчас вряд ли позволит каким-то субъектам необоснованно усилиться на фоне проблем федерального бюджета, – пояснил «Октагону» информированный депутат Госдумы.

Среди немногих территорий, умудрившихся добиться увеличения безвозмездных трансфертов, оказались Самарская область (объём помощи вырос более чем в три раза – до 31,7 млрд рублей) и Новосибирская область (рост – 8,7 млрд рублей). Источники «Октагона» связывают это с лоббистскими талантами их руководителей:

– Уверен, что они пробили вопрос не на уровне Силуанова. Скорее всего, вопрос по ним был согласован выше.

Составить более детальное представление о позиции Минфина может помочь изучение поправок к бюджетам субъектов РФ на 2021 год, принятых в марте – июле нынешнего года. Эти изменения показывают, как губернаторские команды оценивают динамику восстановления региональной экономики после прошлогоднего локдауна и каковы их приоритеты.

Собрать необходимую информацию оказалось непросто. Многие регионы (например, Санкт-Петербург и Хабаровский край) отложили корректировку бюджетов на осень, на сайтах многих региональных минфинов выложены неполные или ошибочные документы, на основании которых нельзя делать достоверные выводы.

В результате нам удалось проанализировать первоначальные и исправленные редакции бюджетов лишь десяти субъектов РФ. Данные показывают, что только немногие субъекты сделали ставку на развитие собственной экономики. Более популярной оказалась стратегия наращивания долга и дефицита, а также «проедания» бюджетных средств за счёт увеличения финансирования госаппарата.

В число лидеров по наращиванию дефицита попали Крым (+856 процентов по сравнению с первой редакцией бюджета) и Тюменская область (+103,9 процента).

Несмотря на призывы президента сокращать долговую нагрузку, многие субъекты РФ продолжили наращивать уровень госдолга. В Башкортостане он вырос на 28,8 процента, в Ленинградской области – на 17,8, в Кузбассе – на 10,7 процента.

Потенциал регионов наиболее раскрывает динамика финансирования статьи «Национальная экономика». Власти Башкирии решили не менять заложенные в первоначальной версии бюджета назначения, правительство Ленинградской области поправками увеличило финансирование статьи всего на 5,2 процента. Оба региона практически не ожидают увеличения сборов налоговых и неналоговых доходов в целом и налога на прибыль организаций в частности.

В числе лидеров по наращиванию субсидий в развитие экономики стали Москва (+56,3 процента по сравнению с первой редакцией бюджета), Московская область (+50,3 процента), Новосибирская область (+51,3 процента) и Кузбасс.

И усилия их глав не пропадут даром. Москва и Подмосковье вошли в число немногих регионов, увеличивших прогнозы по сбору в текущем году НДФЛ (на 5,5 и 2,3 процента соответственно). Это означает сверхплановый рост официальных «белых» зарплат.

Примечательно, что именно отстающие регионы увеличили по сравнению с первоначальной версией бюджета объём расходов на госуправление. Одним из антилидеров в данном вопросе стала Свердловская область. После внесения поправок объём финансирования на содержание местных чиновников вырос на 32,2 процента, расходы на обеспечение деятельности губернатора Евгения Куйвашева – на 2,1 процента.

Не пожалели деньги на собственные нужды и руководители Кемеровской области. Затраты на содержание всего госаппарата Кузбасса увеличены поправками на 24,1 процента, на содержание губернатора Сергея Цивилёва – на 25 процентов.

– Эти тенденции свидетельствуют о том, что далеко не все губернаторы ориентированы на эффективное использование бюджетных средств, что в свою очередь может вызывать справедливые вопросы у Силуанова и его ведомства, – отмечает собеседник «Октагона».

Константин Джултаев

По материалам: “Октагон”

Ранее

Скрытая угроза: кому несут опасность работники на удаленке

Далее

Он ушел, а творчество осталось

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru