Наталия МЕТЛИНА о наших возможностях, крымских потребностях и российско-украинском народном терпении.
За последние несколько месяцев журналисты, да и народ России изрядно подустали от постоянного обсуждения событий на Украине и в Крыму. А они продолжают сыпаться на информационные ленты, как из рога изобилия. Они затмили все отечественные новости, будто на российских просторах ничего не происходит. Но все происходящее невозможно отделить не только от нашего прошлого, но и от будущего, возможно, совместного. Сейчас политики весьма осторожно высказываются о возможности присоединения Крыма к России, и о том, что это присоединение ляжет тяжелым бременем на отечественный бюджет.
Население полуострова – два миллиона, подчеркиваю, два миллиона человек, которые лишь на три месяца в году сами себя обеспечивают работой, а все остальное время сосут лапу. И России придется очень здорово раскошелиться, чтобы поднять регион, создать там конкурентно способный туристический кластер, который по своему нынешнему формату не сравниться даже с доолимпийским Сочи. Чудовищный сервис, отвратительная еда, мерзкое обслуживание, грязное море, необустроенные пляжи, отсутствие индустрии развлечений, дикие цены. А впереди абсолютно пустой сезон 2014. Разоренные и обнищавшие украинцы не поедут этим летом в Ялту, не поедут туда и русские. И наступающее лето еще больнее ударит по полуострову.
А что же в бюджете у нас? Последствия Олимпиады мы будем чувствовать очень долго, а впереди еще одно мероприятие – чемпионат мира по футболу. У нас коллапс в здравоохранении, образовании, нет дорог, падают самолеты, более 300 моногородов ждут разрешения своей участи, скрытая безработица, неконтролируемая миграция. И на все нужны деньги. Именно поэтому сейчас народ из многих областей шлет Президенту шутливые письма с просьбой о «присоединении» той или иной области к России. Мы забыли про многие кровоточащие раны, но слишком увлеклись Крымом и Украиной.
Да, последние лет 15 крымчан не слышали, да и не хотели слышать. Киев жил своей жизнью, периодически собирая Майдан, который свергал одного проворовавшегося политика и ставил такого же другого. Они сменяли друг друга, приходя традиционно к пустой казне, подгребая остатки, но никто из них ни на йоту не улучшил положение самого украинского народа. И каждый раз они приходили на Майдан нищими, и уходили с него в том же состоянии. Я не оправдываю зверства, но доведенный до отчаяния народ уже не контролирует свои эмоции, он готов резать, колоть, рубить. Но и это не даст никаких результатов. Крым долго молчал, сейчас взорвало и его. Терпение лопнуло. Он разворачивается лицом к России и взывает о помощи.
Россия – щедрая душа, обогреет любого. И действительно, мы выиграем, заполучив огромный кусок черноморского побережья, где размещен наш флот, а за его стояние мы платим более ста миллионов долларов в год. Конечно, эти деньги, в случае присоединения, пойдут на развитие полуострова, но хоть не в казну Украины, где они растворялись по карманам Пшонок и Януковичей.
Российские регионы с любопытством следят за развитием событий. И главное, за его экономической составляющей. Проведем параллель с Южной Осетией, куда мы только за 2008 год вбухали более 2,2 миллиарда рублей. А ведь республика – всего-то 50 тысяч человек, а то и меньше, два города и несколько деревень в горах. Разве отказался бы Вышний Волочек или Вязьма, Горно-Алтайск или Балахна от таких вливаний? Да они местным администрациям только во сне и сняться. Мы с трудом утихомирили народ по поводу расходов на Олимпиаду, как все возмущались. Спасибо спортсменам, не подвели, успокоили народ. А тут опять беда откуда не ждали. И опять затягивай пояса.
Нам сейчас нужно очень четко просчитать реальную экономическую угрозу присоединения. Потянем ли мы? Мы врем, лицемерим, выдаем желаемое за действительное, убеждаем себя в том, что российские врачи и учителя получают больше 40 тысяч, в то время как украинские – 10 тысяч. А в случае присоединения – и у вас, ребятушки, все будет хорошо. Кого мы обманываем? Ставка, не то что учителя, – профессора – 17 тысяч рублей. Да, есть в столице несколько мажорных школ и федеральных медицинских центров, где зарплаты и за сотню переваливают. Но ведь большинство их коллег просто сводит концы с концами. Особенно в провинции.
Чему нас учат крымчане? Нельзя много лет планомерно глушить народ, не интересоваться, не прислушиваться к его чаяниям и нуждам. Нельзя истово воровать, ведь не все документы сгорают, что-то остается, и одного «Межигорья» Януковичу хватит лет на 10 строгого режима. Юлия Владимировна отсидела – и ему место найдется. У нас Сердюкова спустили на тормозах, народ поцокал, поцокал, да и успокоился. Но на сколько «сердюковых» хватит терпения? Следователи убеждают народ, что министр давал на все устные приказы, а документы с подписями лежат у меня, как и у многих журналистов, в редакционных папках. Нельзя поощрять воров на государственном уровне, народу это неприятно. И даже если чиновник вор, он должен быть хотя бы героем, чтоб ему прощать было не так противно.
Мне очень жаль украинцев, их жизнь и после этого переворота не измениться, наоборот, станет еще хуже. Особенно ком в горле накатывается, когда выкатывается коляска с Тимошенко. Что с ней – перелом позвоночника? Рассеянный склероз? Что за таинственная болезнь усадила ее в инвалидное кресло? И это в то время, когда совсем рядом проходят Паралимпийские игры, где люди с ограниченными возможностями демонстрируют фантастическое торжество духа, так что слезы наворачиваются. При виде Юлии Владимировны сжимаются кулаки, и единственная болезнь, которая ее томит – нечеловеческая жажда власти и стяжательства. Но украинцы опять наступают на те же грабли, и этот страшный звон будет долго звучать в их головах. До следующего Майдана…
Наталия МЕТЛИНА