Что это значит для граждан и готовы ли они к цифровому скачку?
Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».
Квантовый скачок
Результаты исследования, подготовленного АНО «Диалог», показывают, что в мировом рейтинге цифровизации Россия находится на 27 месте. При составлении рейтинга эксперты учитывали общий уровень развития технологий в стране, в том числе то, сколько жителей пользуются интернетом, и то, если ли в ней мобильный и широкополосной интернет. Лидером рейтинга оказалась Япония, но зато по указанным показателям Россия обогнала такие государства, как Китай, Швейцария и Австралия. Одним из условий высокого места в рейтинге стало наличие онлайн-представительств различных государственных ведомств. В России они не только существуют, но и активно используются.
В Минцифры рассказали «Ленте.ру», что только за первое полугодие 2021 года россияне в электронном формате 54,2 миллиона раз записались на прием к врачу и 14,2 миллиона раз — на вакцинацию от COVID-19. Почти шесть миллионов жителей страны записали детей в сад через интернет, 3,7 миллиона россиян воспользовались онлайн-регистрацией транспортных средств, а 14,8 миллиона жителей страны обратились за извещением о состоянии лицевого счета Пенсионного фонда. Кроме того, около 14 миллионов человек воспользовались сервисом, позволяющим получить автоматическое информирование о социальных услугах — для этого им не понадобилось подавать бумаги или документы.
Глава министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев называет всеобщую доступность современных цифровых сервисов миссией ведомства. Он уточняет, что в понятие «цифровые сервисы» входит многое, в том числе доступность интернета, госуслуги и социальные сети.
Все электронные «блага» и виртуальные сервисы — это лишь вершина цифрового айсберга. Для того чтобы они могли существовать, необходима огромная подготовительная работа, требующая больших затрат: площадки, софт, усилия десятков тысяч специалистов. Сильная IT-инфраструктура — это ключевое условие работы системы, поэтому усиленная поддержка цифровой сферы стала одним из ключевых трендов последних лет. К примеру, в прошлом году российское правительство ввело специальные налоговые послабления для IT, одобрило систему грантов на развитие ряда технологий, а также утвердило перечь условий, при выполнении которых компании смогут получить субсидии на ускоренное развитие цифровых проектов.
Принятый тогда так называемый первый пакет мер, призванных помочь отрасли, позволил отечественным компаниям не только неплохо сэкономить, но и получить существенные регуляторные преференции в конце 2020 года.
Помимо субсидий и грантов, призванных ускорить развитие IT-отрасли в стране, в России ввели бессрочный «налоговый маневр» для цифровых стартапов, зарегистрированных в реестре отечественного программного обеспечения. Для этого сектора существенно снизили налоги: налог на прибыль уменьшили с 20 до 3 процентов, а ставки страховых взносов — с 14 до 7,6 процента. Принятые меры оказались востребованы: ежемесячно Минцифры получает до пяти сотен заявок на включение в реестр — только к апрелю 2021 года в нем было уже более 10 тысяч продуктов
Программа уже дала и другие плоды: десятки миллиардов рублей, сэкономленные на налоговых выплатах, были вложены в развитие компаний. Эксперты считают, что такие решения вдохнули в отрасль новую жизнь. «Что касается первого пакета мер налоговой поддержки IT-отрасли, то, безусловно, его реализация придала дополнительный импульс развитию IT-индустрии, качественному преобразованию отдельных сегментов экономики и социальной сферы», — считает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.
По его мнению, второй пакет мер поддержки IT-отрасли, который правительство утвердило в сентябре, продолжит начатый государством курс на ускоренное развитие отечественной цифровой индустрии. В общей сложности во второй пакет вошли 62 меры, которые, как утверждают их создатели, позволят создать более благоприятные условия для российских компаний-разработчиков программных решений.
Шадаев: фундамент для IT не должен быть хлипким
В новый пакет мер, призванных помочь IT-индустрии, вошли девять направлений работы. Меры поддержки коснутся электронных сервисов, информационной безопасности, образования, кадровой подготовки, искусственного интеллекта и других сфер. Однако в первую очередь речь идет о поддержке отечественного предпринимательства в IT-сфере и создании равных условий работы для иностранных и отечественных компаний. В то же время в Минцифры добавляют, что считают изменение государственных сервисов приоритетным. Шадаев отмечает, что сервисы должны работать на дешевой, доступной и современной инфраструктуре, — в то время как нынешний фундамент цифровых технологий он образно называет «хлипким».
Отечественные цифровые решения — программное обеспечение и оборудование — активно внедряют уже сегодня. Эксперты отмечают, что они обладают высоким потенциалом и хорошей конкурентоспособностью не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин уточнил, что отечественные продукты, как правило, более доступны, экономичны и удобны в сервисе по сравнению с зарубежными. При этом они, очевидно, имеют довольно высокий уровень безопасности и минимальный риск утечек — так как данные российских разработчиков хранятся на территории страны. «Уже сейчас мы видим, как на отечественное программное обеспечение переходят все больше учреждений в госсекторе, промышленности, медицине, образовании и других важных отраслях экономики страны. Это правильный политический курс, который позволит стране полностью перейти на собственные, импортонезависимые решения, что в перспективе будет способствовать достижению цифрового суверенитета», — подчеркнул Лашин.
Пакет мер, принятых российскими властями, также касается поддержки онлайн-образования и электронных медицинских сервисов. Большинство инициатив предполагается реализовать уже к концу 2021 года: разработать правовую базу для дистанционной продажи лекарственных препаратов и цифровых медицинских рецептов, сформулировать стандарты для перехода школ на отечественное программное обеспечение, подготовить программы повышения квалификации и обучения педагогов и многое другое. Нововведения касаются и поддержки российских производителей продуктов, и развития новых технологий, в том числе искусственного интеллекта. Так, к декабрю 2021-го планируется сформулировать требования по использованию интернета вещей (то есть сети передачи данных между объектами) во многих сферах, в том числе ЖКХ. Помимо этого, планируется финансировать создание отечественных цифровых платформ и цифровых решений для бюджетных организаций.
Наиболее ожидаемой и эффективной, на наш взгляд, мерой станет разработка нормативных правовых актов, устанавливающих требования по преимущественному использованию отечественного ПО и ПАК (программно-аппаратных комплексов) на объектах КИИ, включая процедуру и сроки импортозамещения: до 2023 года — для ПО, до 2024-го — для оборудования. Также дискуссии шли вокруг обсуждения инвестиционного налогового вычета на прибыль для компаний, которые внедрят отечественное ПО или оборудование. Мы считаем, что эта мера станет эффективной при условии, если российские IT-компании будут вкладывать значительные финансовые ресурсы в собственное развитие. Кроме того, будут полезны меры, направленные на стимулирование перехода школ на российское ПО (мессенджеры, почта, ВКС, офисное программное обеспечение, операционные системы), а также введение требований по обязательному использованию российского ПО при взаимодействии с учащимися и их родителями. Это позволит продолжить начатый в стране курс на импортозамещение и поддержать отечественных разработчиков. — Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт».
Реакционный вопрос
По данным Минцифры, абсолютное большинство регионов России демонстрирует средний и высокий уровень «цифровой зрелости». Многие жители страны в целом адаптировались к новым цифровым реалиям: к примеру, буквально через несколько часов после того, как в приложении «Госуслуги.Авто» появилась возможность использовать электронные свидетельства о регистрации транспорта (СТС), программа возглавила рейтинг бесплатных приложений AppStore. Немалую роль в вопросе популярности электронных государственных сервисов и так называемых «суперсервисов» (то есть комплексных пакетов госуслуг, связанных с той или иной жизненной ситуацией) играет их доступность: к примеру, многие из тех, кто пользуется уведомлениями о штрафах за нарушение правил дорожного движения и возможностью их обжаловать, называют сервис понятным и удобным. Предполагается, что с 2022 года каждый этап в жизни человека можно будет «вести» электронно — специальными пакетами госуслуг можно будет пользоваться буквально от рождения ребенка до пенсионных выплат или кончины человека.
Однако в действительности не все россияне приспособились к высоким темпам развития. По словам генерального директора АНО «Диалог» Алексея Гореславского, он ежедневно наблюдает неготовность общества к высоким темпам цифровизации и видит проблемы ее восприятия. «Цифровой скачок приводит к возникновению кризисов в разных сферах, поэтому мы решили изучить этот феномен, посмотреть на опыт других стран и выработать методику для определения барьеров цифровой трансформации на уровне общества», — рассказывал Гореславский.
По его словам, смысл такого индекса готовности к цифровизации состоит в том, чтобы оценить текущий уровень развития цифровизации, и в том, как воспринимают его граждане конкретной страны. Благодаря этому можно будет создавать рейтинги цифровизации не только по объективным показателям или данным статистики, но и учитывая то, как цифровые продукты принимают и используют в обществе, доверяют ли люди цифровой трансформации в целом.
Глава «Диалога» также уточнил, что имеющиеся результаты индекса подтверждают необходимость серьезно заниматься цифровым просвещением и повышением уровня цифровой грамотности — не только в России, но и на международном уровне. Об этом в последние годы говорит большинство специалистов — от отечественных общественных организаций до мировых представителей большого бизнеса.
Софья Кадочникова
По материалам: “Лента.Ру”