В Правительстве в очередной раз задумались о совершенствовании тарифного регулирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)
На прошедшем в сентябре совещании у вице-премьера РФ Марата Хуснуллина речь зашла о доведении тарифов до экономически обоснованных и о том, на какие средства будут ремонтироваться изношенные сети. В экспертном сообществе предупреждают: судя по озвученным планам, рост цен на услуги ЖКХ будет серьёзно опережать темпы инфляции.
Кто заштопает дырявые сети
«Мы должны решить, что будем делать с изношенными на 60 процентов сетями – водопроводами, теплосетями. Нельзя же новостройки вешать на дырявые сети, – обозначил проблему Хуснуллин. – Программа модернизации инженерной инфраструктуры “60 плюс”, увы, пока не подтверждена кардинально деньгами».
По оценкам вице-премьера, чтобы залатать построенные ещё в советские времена сети, потребуется порядка 1 трлн рублей. Ранее президент РФ Владимир Путин поручил со следующего года направить 150 млрд рублей на строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры в регионах. Откуда будут брать недостающее финансирование, неясно. На том же совещании у Хуснуллина профильным ведомствам было дано поручение проработать меры адресной поддержки граждан по вопросу оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Эксперты не исключают, что за этой внезапной заботой о гражданах скрывается уже запланированное повышение тарифов.
Например, участники тематической площадки ОНФ «Жильё и городская среда» на днях прямо заявили, что речь будет идти о доведении тарифов до «экономически обоснованных». Вот только с экономическими обоснованиями у ресурсоснабжающих организаций (РСО) дела обстоят не очень хорошо.
Тарифы рассчитают по понятиям
Главная проблема заключается в том, что сегодня в публичном поле отсутствует информация о методологии формирования тарифов.
– Всё, что касается тарифов и расчёта их стоимости, – это тайна за семью печатями, – заявил в беседе с изданием лидер партии «Народное ЖКХ» Сергей Креков. – Достоверно известно только то, что в структуре затрат РСО заложены неплатежи. То есть те, кто оплачивает коммуналку, по факту платит и за тех, кто услуги не оплачивает.
Ещё одна доподлинно известная составляющая тарифообразования – потери на сетях. По мнению экспертов, сегодня они могут составлять 30–50 процентов. РСО также закладывают в свои тарифы модернизацию сетей. Однако судя по тому, что инфраструктура продолжает ветшать, де-факто никакой модернизации не происходит. По оценкам аналитиков, свои же инвестиционные программы РСО зачастую выполняют в лучшем случае на 60 процентов.
По факту в основе методики формирования тарифов сегодня лежит вовсе не экономическая целесообразность, а конкурс лоббистов от ресурсных организаций.
Каждый год Правительство выпускает постановление, в котором утверждается предельно допустимый совокупный рост тарифов (обычно в районе 4 процентов). Но пресловутые 4 процента лишь средняя величина. Это значит, что цены на тепло, например, могут вырасти и на все 10 процентов, а плата за содержание дома не увеличиться вовсе. Иными словами, кто из лоббистов раньше сумеет убедить региональные власти в необходимости роста тарифа, тому и достанется повышенный процент.
Раз должник, то уже не малоимущий
Результатом политики постоянного повышения тарифов стало то, что собираемость платежей год от года падает, а долги перед РСО растут. По данным Росстата, за первый квартал текущего года долги выросли почти на 6 процентов, составив 1,33 трлн рублей. В 2020 году этот показатель был равен 1,29 трлн рублей, в 2019-м – 1,18 трлн рублей.
Особенно ситуация обострилась после введения моратория на коммунальные платежи в связи с пандемией коронавируса в прошлом году: в результате новый 2021 год многие россияне встретили с долгами, на которые уже начали начисляться пени. Поскольку по действующему законодательству должники не могут получать субсидии, многие малоимущие семьи лишились и этой небольшой поддержки.
Но что для граждан плохо, то бюджету в прибыль. Субсидии на оплату услуг ЖКХ должны выплачиваться из региональных бюджетов. Сегодня в каждом субъекте установлена максимально допустимая доля расходов на оплату услуг ЖКХ. Если порог превышен, граждане могут претендовать на субсидию. В 58 субъектах РФ максимально допустимая доля расходов на ЖКХ составляет 22 процента, ещё в 24 – 15–21 процент, в трёх субъектах – менее 15 процентов.
Проблема, однако, заключается в том, что если установить общероссийскую планку на уровне 15 процентов, то, как подсчитали эксперты, в 10–12 российских регионах субсидия понадобится примерно половине населения. Понятно, что денег на это в региональных бюджетах нет, поэтому накопленные за время пандемии и не оплаченные гражданами долги оказались для чиновников как нельзя кстати.
Вместо УК – компании-призраки
Прямая причинно-следственная связь между ростом тарифов и снижением собираемости платежей, казалось бы, должна была привести чиновников и представителей РСО к логичному выводу: если и дальше поднимать тарифы, ситуация будет только усугубляться. Более того, за последние три года можно было наглядно в этом убедиться.
Однако произошло следующее. В условиях кризиса неплатежей, возникшего ещё задолго до пандемии коронавируса, на рынке ЖКХ началась скупка управляющих компаний (УК). В качестве покупателей выступали представители РСО. Расклад простой: кто владеет УК – у того есть доступ к расчётным счетам. А раз 100 процентов платежей всё равно не собрать – в чьих руках УК, тому и достанутся деньги.
«Когда на счету УК аккумулируются деньги от жителей, владельцы УК от РСО фактически “отжимают” их в свою пользу. Контроль расчётного счёта – это гарантия получения платежей». – Сергей Креков, лидер партии «Народное ЖКХ».
Ясно, что при таком подходе платежи получает только одна ресурсная компания, перед другими же накапливаются долги. Поэтому многие работающие сегодня на рынке УК – временщики. Они собирают платежи, а когда количество накопленных долгов превышает критическую массу, банкротятся, чтобы тут же зарегистрировать новую УК. Продолжающееся повышение тарифов только усугубляет эту ситуацию.
Ржавые трубы – выгодные тарифы
Говоря о совершенствовании системы тарификации, Правительство упускает из вида главный вопрос, а именно – эффективность работы РСО.
В качестве обоснования ежегодного роста тарифов чиновники обычно приводят тот факт, что граждане не оплачивают все 100 процентов коммунальных услуг. Недавно в комитете по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты заявили, что есть регионы, где население платит лишь 60 процентов от экономически обоснованных тарифов. В отсутствие публичной методики расчёта оценить нынешние цены на услуги ЖКХ можно, сравнив их с альтернативными методами получения ресурсов. И сравнение это, как показывает практика, будет не в пользу РСО и нынешних тарифов.
Проще всего проанализировать ситуацию на примере расчётов платежей за отопление. «Октагон» уже проводил такой математический эксперимент, подсчитав разницу в цене центрального отопления и затрат на отопление газовым котлом. Получается, за услуги центрального отопления мы переплачиваем уже сегодня.
– Почему-то никто никогда не предъявляет требований к РСО по энергоэффективности. Никто не говорит, что они должны производить ресурс за разумную стоимость с разумной эффективностью. Мы почему-то удовлетворяем любой их запрос, любые их издержки по производству того или иного вида энергии, – заключил Креков.
Здесь, по его словам, и кроется ответ на вопрос, почему сети до сих пор изношены. У РСО просто нет стимула вкладываться в модернизацию. Их логика противоположна: если издержки снизятся, обоснований для повышения тарифов больше не будет.
Кира Деливориа
По материалам: “Октагон”