Придумана новая форма государственно-частного партнерства.
В РФ заявили о возрождении вытрезвителей. Протрезвлять пьяниц планируется в рамках государственно-частного партнерства. Организовано оно будет по следующей схеме – коммерсантам предоставят площади в бесплатную аренду, половину площадей предприниматели должны будут переоборудовать в бесплатные вытрезвители, а на второй половине они смогут лечить пьяниц от алкогольной зависимости за деньги.
Чтобы вторая (коммерческая) половина площадей не простаивала, законодатели планируют направлять на реабилитацию тех же самых пьяниц в принудительном порядке.
Например, на Западе и в США направление на принудительную реабилитацию пьяниц и наркоманов – обычное дело. Тем, кто отказывается, грозит реальный срок.
Правда, оплачивать реабилитацию из своего кармана западным пьяницам чаще всего не приходится. Но то у них. У нас среди пьяниц немало состоятельных людей, есть даже министры. Их и будут стараться направлять на платную реабилитацию в первую очередь, рассказали на днях на круглом столе.
Правда, у медиков перспективы «бизнеса на пьяницах» вызывают скепсис: «Серьезное лечение должно быть бесплатным для пациента, – уверен психотерапевт Марк Сандомирский. – Алкоголизм – это болезнь, и лечить ее нужно на основе страховой медицины, за счет денег. отчисляемых в страховые фонды. Принудительная реабилитация не должна оплачиваться из кармана пациента. В этом случае пьющий гражданин платил бы даже не дважды, а трижды: и напрямую из своего кармана, и в виде отчислений на медстрахование, а еще и акцизов, уплачиваемых государству при покупке алкоголя. А при добровольной оплате – не думаю, что подобные ГЧП могут стать прибыльным бизнесом. Ведь вытрезвители для богатых – это нонсенс. Да, и обеспеченные люди страдают запойным алкоголизмом, но врачи-наркологи приезжают к ним на дом и проводят детоксикацию. Это как раз прибыльный бизнес. А вытрезвитель общественный – он для людей малообеспеченных».
Кто валяется пьяным на улице? Чаще всего, это гражданин, у которого нет не только личного шофера, который отвез бы его домой, но нет даже денег на такси или на общественный транспорт.
Марк Сандомирский приводит в пример платные вытрезвители, которые уже есть в некоторых городах – стоимость одной ночи протрезвления составляет всего-навсего 1 тыс. руб. На протрезвление стандарта «люкс» желающих не находится: «С массовых клиентов вытрезвителей больше взять невозможно – у них этих денег просто нет», – предполагает Марк Сандомирский.
С ним согласен и руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев: «Я считаю, что государство должно оплачивать подобные услуги. Мы не можем сравнивать человека, который валяется на асфальте, с тем, кто сидит в театре. В том числе и по финансовому состоянию».
А юрист Алексей Самохвалов советует обратиться к правовой стороне вопроса: «C точки зрения законодательства о здравоохранении инициатива ГЧП весьма сомнительна… Необходимо за счет государства создавать заново систему медицинских учреждений, лечащих алкоголизм и наркоманию так же, как во всем мире – за счёт обычной медстраховки. И не следует в очередной раз путать государственную и частную медицину, которая тоже имеет право на развитие, но не по принуждению пациентов».
В том, что возрождать вытрезвители необходимо, никто не сомневается. Сейчас человека в состоянии сильного опьянения «скорая помощь» должна забрать и отвезти. Но это теоретически. Практически не ясно – куда его везти?
Местные Минздравы определили списки медучреждений, куда положено доставлять пьяниц. Но в этих учреждениях пьяниц видеть не хотят – чаще всего это обычный приемный покой районной больницы. Персонал там не подготовлен к работе с подобным контингентом. Пьяницы нередко буянят, дезорганизуют работу приемных покоев, пугают больных и персонал. «Врачи не в состоянии защитить себя и пациентов», – констатировал Руководитель отделения организации наркологической помощи и правовых основ наркологии ФГБУ «ННЦ Наркологии» Минздрава РФ Борис Целинский.
Приказ главы МВД от 2011 года возлагает на органы внутренних дел обеспечить в палатах для пьяниц охрану общественного порядка. «Но мы этого в регионах не обнаружили ввиду загруженности полиции. Крайне редко полицейские присутствуют в приемном покое», – констатировал Целинский.
Психолог Марк Сандомирский считает, что вопрос о необходимости вытрезвителей стоит сейчас наиболее остро в связи с подорожанием алкоголя. С начала марта бутылка водка стоит не дешевле 200 руб., вот и пьют россияне чего-нибудь и как-нибудь. Мрут уже теперь десятками от суррогатов и нелегального алкоголя.
И задача врачей – определить, проспится ли пьяница, лежащий на асфальте, или уже не проспится никогда.
В советские времена задачей вытрезвителей было просто «передерживать» пьяниц, пока сами не протрезвеют. Теперь, в связи с неблагополучной ситуацией с паленой водкой, передержка уже не спасает – многие потенциальные клиенты вытрезвителей нуждаются в комплексной программе детоксикации, включая инфузионную терапию (иными словами – капельницы).
Тут уже скромными суммами не обойдешься. И какая в этом случае у коммерсанта прибыль? Что же касается направления на платное лечение, то результаты его оставляют желать лучшего. «Клиенты вытрезвителей – чаще всего не “залетные”, а регулярные, это больные алкоголизмом. И это хронический недуг, который легче предупредить, чем лечить», – говорит Марк Сандомирский.
Проблема в том, что многие граждане РФ психологически и морально не готовы к выживанию в родных российских условиях, констатирует психолог. И чем больше трудностей, тем больше алкоголиков: «Остро стоит проблема дефицита социальной и психологической поддержки людей. Алкоголь становится для них единственным способом эмоциональной разрядки, поскольку иного они попросту не знают. Результат можно назвать национальной трагедией: по мнению отечественных и зарубежных ученых, в России алкоголь становится важнейшей причиной преждевременного ухода мужчин из жизни. Средняя продолжительность их жизни на 12 лет меньше, чем у женщин, и численные потери мужчин в стране таковы, как будто мы никак не можем выйти из кровопролитной войны. В этой войне россиян с алкоголем, к сожалению, до сих пор побеждает алкоголь. И ситуация не изменится до тех пор, пока все общество не мобилизуется на борьбу с недугом».
Александра АЛЕКСАНДРОВА