Ртутный столб на инфляционном градуснике, торчащем из воспаленного тела российской экономики, продолжает стремиться вверх
На последней отчетной неделе Росстату снова не удалось обнаружить предела роста индекса потребительских цен, который в этом году 16 раз переписал 5-летний рекорд.
С 12 по 18 октября потребительская инфляция составила 0,26%, а годовой показатель разогнался до 7,78% – девятого подряд максимума с февраля 2016 года.
Продовольственная инфляция впервые с декабря-2015 стала двузначной (10,36%) после того, как за три недели продукты из корзины Росстата подорожали на 1,45% – в полтора раза больше, чем за весь сентябрь.
Вслед за «борщевым набором», обеспечивающим рацион наименее обеспеченных граждан, вверх устремились цены на самое доступное мясо – курятину. На 18 октября она подорожала на 29,54% в годовом выражении – вдвое больше, чем свинина (14,45%) и говядина (13,49%).
Гречка прибавила в цене 2,18% с начала октября, а относительного прошлого года подорожала на 18,03%.
Рост цен на яйца достиг 26,54% год к году, вермишель и мука стали дороже на 10,72% и 10,22% соответственно.
Главным эпицентром ценового взрыва, впрочем, остались овощные отделы супермаркетов, где ценники превышают прошлогодние на десятки процентов. Согласно Росстату, огурцы стоят на 51,75% дороже, чем год назад; помидоры – на 53,18%, картофель – на 71,06%, капуста – на 85,99%, морковь – на 37,72%.
Банк России ответит на новый виток инфляции дальнейшим ужесточением политики: большинство экономистов, опрошенных Bloomberg и Reuters, ждут повышения ключевой ставки на 0,5 процентного пункта, до 7,25% годовых на заседании в пятницу. Денежный рынок закладывает в котировки уровни вплоть до 8% на горизонте полгода.
Цикл ужесточения от ЦБ уже стал самым резким с 2014 года, но он мало что может сделать против инфляции в «самых горячих» товарах, отмечает Максим Петроневич, старший экономист «Открытие Research».
Три четверти прироста цен приходится на мясо, мясопродукты, плодоовощную продукцию и легковые автомобили, а эти товары дорожают во всем мире. Причины – снижение урожая и дефицит полупроводников, указывает Петроневич.
Инфляция в октябре вплотную подберется к 8%, прогнозирует начальник центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин.
Высокие темпы роста цен в ноябре-декабре прошлого года притормозят годовую инфляцию за счет статистического эффекта базы уже в ближайшие месяцы, что, впрочем, вряд ли утешит российских потребителей, потерявших за 7 лет десятую часть своих реальных располагаемых доходов.
Уже в прошлом году доля расходов на еду в семейных бюджетах оказалась на 10-летнем максимуме – более 38%, по расчетам РАНХиГС. В этом же растущие цены не оставили потребителям почти ничего для сбережений. По расчетам ING, люди откладывают лишь 1% своих денежных доходов – минимальную долю с 2014 года.
По материалам: “Finanz.ru”