Россияне не хотят прививаться и соблюдать антиковидные меры. Что об этом говорят врачи?
Число заражений COVID-19 в России, как и смертность от инфекции, день за днем ставит рекорды. Из-за тяжелой ситуации в стране объявили «ковидные» выходные. Нерабочими станут дни с 30 октября по 7 ноября, а в части регионов — еще раньше. Однако если россияне используют их не для самоизоляции, а наоборот, остановить волну вряд ли удастся. Что врачи думают о рекордах пандемии, мерах властей и нежелании россиян прививаться — в подборке «Ленты.ру».
«Естественный отбор не победить»
Павел Бранд, медицинский директор сети клиник «Семейная»:
Как же интересно устроены люди! Меня тут обвинили сразу несколько раз, что я манипулирую сознанием обывателя путем запугивания…
Мол, мой пост про ковидную вечеринку завирусился именно из-за страха обычных людей перед смертью молодой женщины и нахождением ее ребенка в реанимации. Мол, из-за этого многие его посчитали фейком, ведь слишком страшно, если это правда…
Неужели вы серьезно думаете, что я хотел этим постом кого-то напугать?
Я искренне не понимаю, как можно так париться из-за смерти никому неизвестной женщины и одновременно не замечать, что ежемесячно в стране погибает город размером с Шатуру?
(…)
Мне сложно поверить, что некогда «самая читающая страна в мире» так и не научилась считать. Как люди могут всерьез сравнивать смертность от ковида с вероятностью 1/100 (на самом деле больше, но сейчас это неважно) и серьезные побочные эффекты/смертность от вакцин с вероятностью 1/200 тысячам (на самом деле меньше, но это тоже непринципиально на таких числах) и делать выбор в пользу ковида?
Старина Дарвин все-таки был гением. Естественный отбор не победить.
Пока писал этот пост, в голове все время крутилась знаменитая фраза Курта Тухольского, сказанная почти 90 лет назад: «Война? Я нахожу это не очень-то и ужасным. Смерть одного человека — это катастрофа. Сотня тысяч мертвецов — это статистика». Похоже, за 90 лет ничего особо не изменилось…
«Вполне закономерно, что впереди локдаун»
Алексей Бессмертный, педиатр:
У меня ощущение, что мы живем в каком-то Зазеркалье. Что вместе с COVID-19 мир настигла еще и легкая эпидемия слабоумия.
Новая болезнь приобрела невиданные масштабы, только официально 1000 человек в день уносит. Но для общества это не трагедия — статистика. Это ж не рядом с тобой, а там, в больницах. Со мной такого не будет.
И на фоне этой статистики люди по-прежнему придумывают себе новые и новые отговорки, чтобы избежать вакцинации. Раскапывают из интернета страшные истории о тяжелых последствиях прививок, о мировом заговоре, снижении населения, чипировании. О вероятном бесплодии и немедленной смерти после прививки.
При этом продолжают бухать, курить, носиться на машинах непристегнутыми и без мозгов на самокатах. У них болеют дети, принесшие из сада и школы, но нет, «мы еще подождем», к бабушкам только водить не будем.
Нас же заставляют, права наши не соблюдают. Ага, можно подумать, в остальных сферах права граждан прямо идеально соблюдены.
Чего, интересно, еще необходимо подождать? Прошел день, и еще 1000 человек не стало. Но мы подождем, не сегодня, времени нет, страшно. Еще день прошел. И еще.
Среди моих знакомых, привитых от COVID-19, три четверти «привитых» — с купленным сертификатом. Даже как-то стало в тренде вполголоса похвастаться «а я тут за десяточку себе QR приобрел». Для меня это то же самое, что похвастаться своей ограниченностью.
И некоторые из них уже успели переболеть. Но на намек «а можно было бы и привиться» они лишь отмахиваются от меня, как от назойливой мухи.
Еще день прошел. И еще тысяча — официальная. Хотя наверняка больше.
Вполне закономерно, что впереди локдаун. Этого следовало ожидать. На карантинные меры все забили, на вакцинацию — тоже. Вангую, что 7 ноября ограничения не закончатся, а только начнутся и постепенно будут ужесточаться.
Не претендую на экспертное мнение, но, глядя на другие страны, где 10-11 человек в день уносит новый вирус (Германия например), единственный выход — это, к сожалению:
— все закрыть на месяц,
— всех привить за это время,
— всем липовым привитым дать возможность привиться по-настоящему,
— на длительный период действительно все и везде по QR-коду.
Объявив «прививочную амнистию», не преследовать людей за их глупость или страх, а разрешить по-настоящему привиться, отменив ту фейковую запись в ЕИАС (заодно и узнать имена тех «героев», кто продавал поддельные сертификаты).
Да, QR в магазины, транспорт, рестораны — везде. Для привитых и переболевших. Другим временно придется испытывать некоторые ограничения.
Жестко — да, но так жили некоторые европейские страны пару лет. Да, возмущались, но жили. И живут сейчас, теряя по 10-20 человек в день.
А у нас 1000.
Ну, подождем еще денек.
«Общество получит свой иммунитет, только заплатит за это жизнями»
Василий Купрейчик, врач больницы в Коммунарке:
В отношении того, сможем ли мы победить ковид, если темпы вакцинации останутся такими, как сейчас, я бы сказал так: да, безусловно сможем. Вопрос — в цене за победу. Так или иначе общество получит свой иммунитет. Просто заплатит оно за этот коллективный иммунитет ценой своего здоровья, жизнями других, в основном пожилых людей (основная группа риска).
Каждый должен осмыслить эту идею. И да: я не понимаю людей, которые отказываются прививаться. Но я должен принять эту реальность. Новую реальность. Без самоотверженности, без чувства долга. Новую реальность, которая культивирует эго. Реальность, которая заточена на покупательную способность, новости с негативной окраской и жизненный принцип «моя хата с краю».
Я вспоминаю вспышку оспы в Москве в 1959-1960 годах. Почитайте «Википедию».
Тогда в кратчайшие сроки были вакцинированы 5 559 670 москвичей и более 4 000 000 жителей Подмосковья. Это стало беспрецедентной акцией по вакцинированию населения — как по масштабам, так и по срокам. С момента заноса инфекции в Москву до устранения вспышки прошло 44 дня, причем с начала организованной борьбы со вспышкой инфекции до ее полной остановки прошло 19 дней. По итогам вспышки заболели оспой 45 человек, из которых скончались трое.
И сегодня вместо того, чтобы отдать долг этим людям, нашим бабушкам, мамам, отцам и дедам, вместо защиты их здоровья — «антиваксеры» берут и из абсолютно эгоистических соображений ставят под удар их жизни. «Я» в трудную для всех минуту ставится выше стратегии, которая абсолютно социально и популяционно обоснована.
Вместо того чтобы защищать нашу историю в лице наших пожилых людей, «антиваксеры» сознательно стирают ее с лица земли. Напомню, что восемь из десяти смертей, по статистическим данным Америки, — это люди старше 80 лет. Каким будет расклад в России — считайте сами. Доезжают ли они до больниц? Учитываются ли они в какой-то статистике?
Чем эти люди лучше тех, которые массово сжигали книги, уничтожая наследие и память? Зато в Instagram и Facebook в группах «антиваксеров» под своими комментариями они получают много лайков, прилепляя ложки на место вакцин. Они размышляют о чипировании людей, дистанционном управлении сознанием и мутации генома. Вероятно, лайки сегодня — это новая валюта.
«Для заражения других людей не обязательно кашлять»
Александр Соловьев, руководитель лабораторных проектов ГМК МеМА, председатель комитета Федерации лабораторной медицины:
COVID-19. Как преимущественно инфицируются люди? Вдыхая инфицированный аэрозоль.
Основные антиковидные меры были разработаны на основе представлений о механизмах и путях передачи респираторных вирусных инфекций. Считалось, что в основном передача осуществляется через капли, образующиеся при чихании и кашле. Именно отсюда и мера — 1,5 метра социальной дистанции. Барьеры в ресторанах, кафе, на кассах и даже такси.
За 1,5 года пандемии мы узнали очень многое о том, как происходит передача респираторных вирусных инфекций. И эти знания принципиально меняют представление о том, как инфицируются люди.
Капли висят в воздухе около пяти секунд и быстро падают с высоты 1,5 метра на пол. Нужно стоять достаточно близко к инфицированному человеку, чтобы заразиться вылетающими каплями во время разговора или кашля (в пределах 0,2 метра при разговоре, 0,5 метра при кашле). Крупные капли оседают при вдыхании в верхних дыхательных путях (нос, носоглотка).
Аэрозоли образуются при дыхании, разговоре, пении, крике, плаче. Они состоят из мельчайших капелек, которые при вдохе проникают максимально глубоко в легкие — до уровня альвеол! Инфицированные аэрозоли до 12 часов висят в виде облака, способны перемещаться с током воздуха на значительные расстояния.
Сейчас много инфицированных людей, и они образуют аэрозоли с очень высокой инфицирующей дозой коронавируса. Такая особенность [штамма] «дельта» — высокая концентрация.
Для заражения других людей не обязательно кашлять. Достаточно просто дышать. А уж если громко говорить по телефону или в компании…
Тяжесть заболевания сейчас и быстрое прогрессирование болезни связаны именно с этими факторами — вдыхание инфицированного аэрозоля с высокой концентрацией вируса с поражением всей внутренней поверхности легких.
Было показано, что при нормальном дыхании выделяется до 7200 аэрозольных частиц на литр выдыхаемого воздуха. За одну минуту разговора может вырабатываться не менее тысячи аэрозольных частиц.
Аэрозоли более стабильны при повышенной сухости воздуха и при более низких температурах. Осенне-зимний период — идеальное время для распространения респираторных вирусов.
Около 20-45 процентов инфицированных SARS-CoV-2 остаются бессимптомными на протяжении всего течения инфекции. При этом они образуют инфицированные аэрозоли с такой же высокой вирусной концентрацией, как люди с симптомами заболевания.
Вирусная концентрация в аэрозолях, образуемых детьми, такая же, как и в аэрозолях, образуемых взрослыми.
«Системный кризис доверия»
Константин Лебединский, президент российской Федерации анестезиологов и реаниматологов:
Государство не смогло объяснить населению России, что необходимо прививаться от COVID-19, сказал вице-спикер Госдумы Петр Олегович Толстой, в девяностые — московский корреспондент Le Monde и France-Presse. По его мнению, ответственность за это лежит на ученых и экспертном сообществе.
Да, цифры заболеваемости и летальности в стране снова бьют все рекорды. И прививочная кампания на самом деле далеко-далеко не дотягивает нас до порога эпидемиологической безопасности. Да, не убедили. Только вот государство ли тут виновато, телевидение, ученые или эксперты?
Давайте просто оглянемся вокруг: за последние десятилетия мы органично и без всякого насилия привыкли не только умолчанием поддерживать самое разное целесообразное вранье, но и сами активно участвовать в такой лжи во спасение чего-нибудь очень важного.
(…)
Когда дело доходит до того, чтобы реально провести медицинское вмешательство (а это всегда риск!) себе или своим родителям, мы, всегда держащие в уме этот непременный фактор целесообразной взаимной лжи, останавливаемся в ступоре. Ведь мы почти всегда врем, а здесь вранье может стоить очень дорого, и разницу в цене потом никто уже не возместит. Или здесь должны действовать какие-то другие правила? А почему вдруг и где границы экстерриториальности правды? Нам ведь их никто уже много лет не обозначал…
Вот так неожиданно остро частный медицинский вопрос обнажил системный кризис доверия — нет, не к государству, не к власти, не к СМИ и уж тем более не к врачам. Всеобщего взаимного доверия.
Не государство, не СМИ, не Минздрав с Роспотребнадзором, не ученые и не эксперты проиграли эту прививочную кампанию. Мы все вместе ее проиграли, всем обществом, если хотите. Один мой недавно ушедший коллега очень любил наслаждаться языком древнерусских рукописей, где фраза «князь Василий изошел ***** [дрянью]» означает просто изоврался. Так вот мы, кажется, проиграли прививочную кампанию из-за того, что всенародно изошли вот этим самым субстратом…
Может, пора остановиться — денонсировать коллективный договор взаимной целесообразной лжи? А переходя на простой жизненный язык — кончить всем вместе врать, чтобы верить самим себе и друг другу, в том числе и в самом главном — в том, что касается нашего здоровья и жизни. Да, это потребует воли, усилий и изрядного времени, но зато даст шанс на вторую космическую скорость, чтобы покинуть наконец заколдованную орбиту российской повседневности.
«Это будет последняя мощная волна в столице»
Алексей Федоров, кардиохирург:
Несколько свежих мыслей о происходящем.
Четвертая волна — провинциальная. Конечно, в Москве и Питере тоже немало заболевших, но нынешний рекордный прирост как заболеваемости, так и смертности — за счет «остальной России», которую долгое время спасали от мощной вспышки расстояния и хоть какие-то ограничения.
Меняется характеристика эпидемии в Москве. Если в предыдущие подъемы других ОРВИ практически не было, то в этот раз бывает так: на одном этаже в офисе распространяется ковид, а на другом — обычное сезонное ОРВИ. В одном из таких случаев, получив отрицательный результат на ковид, мы провели ПЦР-диагностику на ОРВИ и выделили риносинцитиальный вирус — типичный сезонный возбудитель. А ранней осенью по столице прошел риновирус. Это знак того, что ковид начинает сдавать позиции.
Привитые неболевшие болеют легко, случаев среди переболевших и в последующем привитых практически нет. Даже не принимая в расчет пациентов, с которыми работаю в силу профессии, знаю несколько случаев среди родителей моих знакомых: заболели оба, привитый перенес как легкое ОРВИ, а непривитый умер либо прошел через реанимацию. Привиться для пенсионеров — жизненно необходимо.
Это не означает, что вакцина защищает стопроцентно. Есть тяжелые случаи и среди привитых, бывают и смерти. Но даже заявленная эффективность вакцин — чуть больше 90 процентов. И это после испытаний на молодых здоровых волонтерах. Значит, у пожилых людей с кучей сопутствующих заболеваний и ослабленным иммунитетом этот показатель прогнозируемо ниже. Может, 80 процентов, может, чуть меньше. Поверьте, в нынешних условиях это немало.
Неужели теперь придется прививаться от ковида каждые полгода-год? Для себя думаю так: если не болели, прививаться нужно до того, пока не переболеете «на прививке». Если болели — после снижения уровня антител желательно привиться однократно, а дальше смотреть по ситуации.
Говоря «вакцина», я подразумеваю «Спутник V» и «КовиВак». Причем «Спутник», по мнению многих моих коллег, работающих с инфекциями, лучше подходит для вакцинации неболевших, а «КовиВак» — для вакцинации тех, кто переболел и столкнулся со снижением уровня антител. Других эффективных отечественных вакцин я не знаю.
Думаю, с высокой долей вероятности это будет последняя мощная волна в столице. После нее в городе останутся переболевшие/привитые/переболевшие и привитые. Пятая волна доберет небольшое количество оставшихся непереболевших (ау, если такие есть, прививайтесь, как только начнется спад) и будет самой маленькой из всех. С Россией тяжелее, на просторах страны ковид будет распространяться дольше.
Учитывая появление сезонных ОРВИ, вероятно, этой зимой вернется грипп. Если в прошлом году я не видел смысла в вакцинации от гриппа, то в этом считаю оправданной. В первую очередь группам риска.
Ковид оказался цепким и въедливым. Становится очевидным: рано или поздно этой инфекцией переболеет каждый. Предсказать, как организм отреагирует на мутанта, сегодня невозможно. Обезопасить себя прививкой или сыграть в русскую рулетку — осознанный выбор взрослого человека.
«Игры бизнеса, бюрократов и политиков»
Борис Теплых, реаниматолог:
Я вакцинирован «КовиВаком». Не потому, что не доверяю «Спутнику», а потому, что принимаю иммуносупрессоры. «Спутник» эффективнее «КовиВака» как минимум по тем данным, которые в свободном доступе, поэтому мои родители привиты «Спутником».
Как всегда, отечественная наука выстрелила качественным продуктом, дальше — игры бизнеса, бюрократов и политиков. Главное, что качественный продукт доступен каждому гражданину РФ. Однако жизнь коротка и конечна. Пока бюрократы и политики меряются своими скопусами, есть необходимость в передвижении по миру и нужен green pass (зарегистрированный факт прививки вакциной, одобренной ВОЗ; российские вакцины на данный момент не одобрены ВОЗ — прим. «Ленты.ру»).
Прививка в Сербии для иностранцев и получение green pass — государственная программа поддержки туристической отрасли. Это и привлекло своей легитимностью, понятностью и самое главное — прозрачностью процедуры. Можно купить тур, можно все организовать самому. Виза не нужна.
Оба варианта сходны по цене, поэтому купил тур. Не надо спрашивать, где и у кого, не хочу казаться аффилированным с кем-либо. В инете все найдете. Перед поездкой получил письмо с регистрацией на прививку. Самостоятельно это можно оформить по приезде в гостинице, оформляет гостиница, самим не получится, это же госпрограмма поддержки гостиниц. Иностранцев прививают в пятницу, субботу, воскресенье.
В самолете были подписчики. Узнавали, весело общались. Все были привитые и летели за green pass. Утром встретила приятная женщина, помогла заполнить информированное согласие. Не бог весть какая сложная бумага на сербском, самостоятельно разобраться можно. Весь процесс вакцинации занял 15 минут.
Есть короткие очереди, в основном из немцев, они приехали за «Синоваком». Это немецкие приверженцы цельновирионных вакцин. Всего вакцин на выбор четыре: «Спутник», «Астра», «Пфайзер», «Синовак». Короткий осмотр врача, регистрация в системе, назначение дня для второго введения. Инъекция. Через три минуты извещение уже на почте. Отель. Кофе. ФБ.
По информации: “Лента.Ру”