Как убирали Сталина из Мавзолея
60 лет назад, в ночь на 31 октября 1961 года, из Мавзолея было тайно вынесено забальзамированное тело Иосифа Сталина. Без салюта и почестей вождя похоронили у Кремлёвской стены, даже не поставив ему памятника. Впоследствии история выноса Сталина из Мавзолея в Советском Союзе практически не поднималась на официальном уровне. И тому была своя причина.
Фигура Сталина в СССР долгие годы вообще находилась не то что под запретом – как тогда было принято говорить, имелось «негласное распоряжение» сильно не педалировать образ вождя. В результате даже в кино Сталин появлялся скорее как исторический персонаж, а не как гений всех времён и народов. Про то, что ещё недавно он лежал рядом с Лениным в Мавзолее, вспоминать было не принято вообще. Возможно, срабатывал этический момент – всё-таки как-то нехорошо таскать туда-сюда тело умершего главы государства. Хотя, возможно, причина была в другом. История выноса Сталина самым ярким образом повторила почти что шекспировский сюжет, показав, чего в реальности стоит, казалось бы, незыблемая любовь народа к правителю. И что после смерти первыми ноги о труп всегда вытрут ближайшие, клявшиеся в верности соратники.
«Ленин сказал, что не хочет лежать рядом»
Даже по нынешним временам операция по выносу Сталина из Мавзолея выглядит откровенным спектаклем. Очевидно, что сама идея принадлежала Никите Хрущёву, стоявшему тогда у руля государства. Сегодня приводится много рассуждений о том, что разоблачение культа личности Хрущёв затеял вовсе не оттого, что хотел рассказать стране правду о репрессиях и расстрелах, а потому что ненавидел Сталина, который якобы был виновен в гибели его сына. Вероятно, доля правды здесь есть. Сохранилось свидетельство Давида Ойстраха, вспоминавшего, как его вместе с другими музыкантами во время прощания со Сталиным позвали играть траурные мелодии в Колонном зале Дома союзов. Для исполнителей за занавеской подготовили стол с бутербродами, чтобы они могли отдохнуть и поесть. В какой-то момент туда заглянул Хрущёв, оглядел музыкантов с довольным лицом и подмигнул: «Повеселей, ребятки!»
Однако хорошо знающий, как работает система, Хрущёв не рискнул выносить Сталина из Мавзолея собственной волей. Потому было разыграно действо, суть которого все ясно понимали, однако противиться ему никто не стал, также хорошо осознавая – если подобное происходит, значит, наверху уже всё решили, а потому высказываться поперёк себе дороже. Так, 30 октября 1961 года во время утреннего заседания съезда КПСС председательствующий Николай Шверник, занимавший при Сталине высшую государственную должность председателя Президиума Верховного Совета, неожиданно объявил о том, что ряд делегаций попросили предоставить им слово. Вышедший на сцену глава Ленинградского обкома КПСС Иван Спиридонов сразу взял быка за рога. «Партия единодушно осудила культ личности Сталина, одобрила меры, направленные на ликвидацию его вредных последствий, – начал он. – В ходе обсуждения итогов XX съезда на многих собраниях трудящихся Ленинграда уже тогда принимались решения о том, что пребывание тела тов. Сталина в Мавзолее рядом с телом великого вождя и учителя несовместимо с содеянными Сталиным беззакониями. От имени ленинградской парторганизации вношу предложение – переместить прах Сталина в другое место и сделать это в кратчайший срок».
Следом Шверник тут же пригласил на трибуну первого секретаря Московского обкома Петра Демичева. Будущий министр культуры СССР заверил, что трудящиеся столицы также считают нахождение Сталина в Мавзолее кощунством и предлагают его вынести. О том же заявил и председатель совета министров Грузии Гиви Джавахишвили.
Таким образом, формально выходило, что высшая власть вообще ни при чём – инициатива исходит от низовых парторганизаций. Причём за «переселение» выступают разом самая крупная московская, самая уважаемая ленинградская и самая близкая к Сталину грузинская. Требовался последний штрих, и он нашёлся в лице Доры Лазуркиной. 75-летняя соратница Ленина сама 18 лет провела в сталинских лагерях, после чего ей по ночам мерещились пытки, а её муж был застрелен следователем на допросе. Лазуркиной и доверили подвести черту. «Я всегда в сердце ношу Ильича и всегда, товарищи, в самые трудные минуты только потому и выжила, что у меня в сердце был Ильич и я с ним советовалась, как быть. Вчера я советовалась с Ильичом, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принёс партии», – заявила старая революционерка.
Поставленное на голосование решение о выносе Сталина из Мавзолея было принято единогласно. «Бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают», – записано в протоколе.
«Не осталось и следа»
Фактически, кроме Доры Лазуркиной, прочие выступающие всего лишь исполняли заранее написанные роли, уже зная, какое будет решение. Как вспоминал генерал-полковник КГБ Николай Захаров, его ещё утром вызвал Хрущёв, сообщив о намеченном на сегодня перезахоронении Сталина и формировании похоронной комиссии с участием Шверника, Демичева и Джавахишвили. При этом изначально хоронить Сталина предполагалось на Новодевичьем кладбище рядом с женой. Однако затем от этой идеи отказались. По одной из версий, опасаясь, что труп вождя могут выкрасть его почитатели, на Красной площади закрыть доступ к могиле всё же легче.
К вечеру всё было готово. Под предлогом подготовки к параду Красную площадь закрыли для прохода граждан. Начальник хозотдела комендатуры Кремля полковник Тарасов обеспечил, чтобы место рядом с Мавзолеем, отведённое под могилу вождя, огородили фанерой и осветили мощным фонарём. Заодно изготовили гроб – самый простой, затянув струганые доски чёрным и красным крепом. В девять часов вечера восемь офицеров Кремлёвского полка вынесли из Мавзолея сталинский саркофаг и переложили тело в гроб. По распоряжению Шверника с мундира сняли золотую звезду Героя Социалистического Труда и заменили золотые пуговицы на латунные. В тишине гроб опустили в могилу, забросали землёй и положили сверху простую плиту с лаконичной надписью: «Сталин Иосиф Виссарионович 1879–1953». Шверник и Джавахишвили зарыдали. Откуда-то появился Анастас Микоян – вернейший сталинский соратник. Комендант Кремля Веденин предложил тому пройти в Мавзолей, где был накрыт столик для поминок, однако тот молча махнул рукой и ушёл.
«Спустя час от «вождя нации» на постаменте Мавзолея не осталось даже следа», – рассказывал Николай Захаров. Надпись «Ленин – Сталин» на фронтоне закрыли широкой лентой с именем «Ленин». Позже заменили и всю плиту.
Историческое событие произошло совершенно буднично. По воспоминаниям майора КГБ Николая Берлева, служившего тогда разводящим на посту № 1 Мавзолея, изначально звучали опасения, что новость о выносе тела вождя вызовет беспорядки. На этот случай за правой и левой гостевыми трибунами даже спрятали по роте автоматчиков. Однако ничего не произошло. Пришедшие на следующий день на Красную площадь граждане в изумлении пытались было добиться ответа, что произошло и почему в Мавзолее остался один Ленин, однако постовые хранили молчание, и народ успокоился – значит, так надо. Разве что в Грузии, по воспоминаниям современников, произошли волнения.
Тем временем одним захоронением дело не ограничилось. По стране прокатился «сталинопад» – под покровом ночи убирали памятники вождю. Во Владимире солдаты убрали скульптуру «Сталин с пионерами», разбив на её месте клумбу. Был убран монумент в Грозном. А в Ростове-на-Дону за ночь фигуру Сталина, возвышавшуюся над городской набережной, заменили на памятник Максиму Горькому. История сохранила рассказ о дворнике, который пришёл утром подметать тротуар и заметил, что вместо вождя стоит «буревестник революции». В ужасе дворник бросился в милицию сообщать о краже, однако там ему разъяснили, что лучше прикусить язык и не болтать. Начальству виднее, кто теперь у нас Сталин.
Игорь Киян
По материалам: “Наша Версия”