Спрос на них растет невиданными темпами
Спрос на суперяхты, особняки и самолеты стремительно растет из-за дешевых кредитов и растущего благосостояния.
Bombardier’s Global 5500 развивает максимальную скорость 955 километров в час и может совершать беспосадочные перелеты из Лос-Анджелеса в Москву. Двухмоторный реактивный самолет, доступный примерно за 45 миллионов долларов, может легко приземлиться на сложных аэродромах и вместить около десятка пассажиров.
Майкл Спенсер, миллиардер, основатель NEX Group, один из немногих счастливчиков, которые смогли заполучить новый самолет в этом году, в то время как производители частных самолетов стараются удовлетворить рекордный спрос со стороны растущих рядов сверхбогатых.
«Рынок находится на невиданном подъеме», — рассказал Bloomberg Кристофер Марич, соучредитель MySky, онлайн-платформы управления для владельцев самолетов. «На каждую популярную модель самолета приходится не менее двух-трех покупателей».
Экономика миллиардеров
Жажда дорогих самолетов — лишь последний пример процветающей экономики миллиардеров, где спрос на особняки, лодки и многие предметы коллекционирования превзошел уровень, существовавшие до Covid.
Согласно исследованию SuperYacht Times, количество проданных суперяхт в этом году увеличилось примерно на 60% — до 523, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более четверти этих закупок пришлось на новые суда.
Между тем, цены на некоторые из самых дорогих домов в мире стремительно растут. Венчурный инвестор Марк Андреессен только что потратил 177 миллионов долларов на поместье в Малибу. Титан прямых инвестиций Леон Блэк выложил более скромные 28 миллионов долларов за особняк в одном из самых престижных районов Лондона.
«По-настоящему богатые люди, похоже, снова путешествуют и хотят чем-то заниматься», — считает Пол Уэлч, основатель MillionPlus.com, онлайн-рынка элитной недвижимости, яхт и самолетов. «У меня есть люди, покупающие недвижимость в Лондоне из Индонезии, Канады и Гонконга».
Среди тех, кто разорился на новые самолеты, — миллиардеры, стоящие за лондонским химическим гигантом Ineos Джим Рэтклифф, Энди Карри и Джон Рис. Они купили по крайней мере два самолета Gulfstream и вертолет Airbus SE в начале 2020 года через контролируемые ими компании. Фирмы руководителей в настоящее время являются зарегистрированными владельцами более полудюжины самолетов, включая новый Gulfstream G600, прейскурантная цена которого обычно составляет около 55 миллионов долларов.
Представитель Ineos сказал, что самолет компании имел жизненно важное значение для помощи высшему руководству в совершении важных поездок во время пандемии, добавив, что компания пытается вести дела практически везде, где только может.
Хотя сама пандемия подогревала интерес к путешествиям и отдыху с минимальным контактом, главным двигателем увлечения дорогими игрушками является рост благосостояния. Согласно индексу миллиардеров Bloomberg, который основан на бурном росте фондовых рынков и наводнении экономики центральными банками новыми деньгами, 500 самых богатых людей мира добавили 1,2 триллиона долларов к своему состоянию в сравнении с октябрем прошлого года.
Такие силы также породили десятки новых миллиардеров в этом году, благодаря первичным публичным предложениям, сделкам SPAC, криптовалютам и слияниям компаний.
Поскольку процентные ставки колеблются около рекордно низких значений, сверхбогатые также часто обращаются к кредитам для финансирования покупок. Спенсер, который инвестирует через семейный офис IPGL после продажи своей фирмы финансовых услуг CME Group в 2018 году за 5,5 млрд долларов, согласно заявкам, получил ссуду от Credit Suisse Group AG для нового Bombardier.
Morgan Stanley, Bank of America Corp. и JPMorgan Chase & Co. относятся к числу банков, которые сообщили о скачках в стоимости кредитов под обеспечение активов, которые они предоставили клиентам. Ссуды, обычно предоставляемые под залог домов или долей в государственных или частных компаниях, сейчас выдаются миллиардерам наличными без необходимости продавать активы.
Кредитные остатки в подразделении UBS Group AG по управлению активами в США в третьем квартале выросли до 87,5 млрд долларов, что на 27% больше, чем годом ранее. Нишевые кредиторы также переживают подъем. Вивек Каушал, главный исполнительный директор Global Jet Capital, специализирующейся на финансировании самолетов, сказал, что его бизнес готов превысить допандемический уровень, поскольку спрос на финансирование растет.
«Весь рынок растет», — сказал он.
В США, крупнейшем рынке частных самолетов, налоговые льготы также стимулировали спрос. Законодательство страны о налогах от 2017 года позволило покупателям списывать полную сумму стоимости своего нового самолета в своих федеральных налоговых декларациях, что сделало частный самолет доступным для большего числа американцев.
По данным компании WingX, количество частных рейсов, вылетающих в этом году до середины октября из аэропорта Тетерборо в Нью-Джерси, самого загруженного центра частных самолетов в стране, выросло на 61% по сравнению с годом ранее.
В Европе и Азии спрос на частную авиацию растет по мере того, как все больше стран открывают границы. По данным WingX, во всем мире количество путешествий на частных самолетах в прошлом месяце было на 19% выше по сравнению с октябрем 2019 года.
Отрицательная реакция на богатство
Тем не менее, появляется все больше индикаторов того, что время бума для миллиардеров уже достигло пика. Недовольство населения растущим разрывом в благосостоянии побудило законодателей во всем мире повысить налоги для богатых, хотя предложение о введении «налога для миллиардеров» в США просуществовало недолго.
Процентные ставки начинают расти, Китай обратил внимание своих самых богатых граждан на «общее процветание», направленное на устранение неравенства. Об этом свидетельствует давление властей на председателя China Evergrande Group Хуэй Ка Яня, чтобы заставить его оплатить дефолт застрахованного застройщика.
Рост числа авиаперевозок на частных самолетах также совпал с повышением осведомленности о чрезмерно большом углеродном следе самолетов на одного пассажира. Согласно исследованию, опубликованному в этом году брюссельской организацией Transport & Environment, выбросы парниковых газов от частных самолетов растут быстрее, чем от коммерческих авиалайнеров.
Частные авиационные компании предлагают программы компенсации выбросов углерода для борьбы с опасениями по поводу выбросов, при этом некоторые из них стремятся к снижению выбросов углерода уже в этом десятилетии. На частные самолеты приходится около 2% от общего количества парниковых газов, генерируемых авиаперелетами, но их уровень будет расти по мере того, как растущие ряды сверхбогатых людей все больше и больше используют частные самолеты.
Станислав Прыгунов
По материалам: “Бизнес-вектор”