В ноябре Росстат зафиксировал рост цен на сотовую связь, до этого операторы держали их почти неизменными с конца прошлого года. На фоне высокой конкуренции в отрасли удорожание пока ниже и общей инфляции, и роста в секторе услуг
В ноябре абонентская плата за пакет услуг сотовой связи в России выросла на 2,4% по сравнению с уровнем октября, следует из данных Росстата. Речь идет об индексе цен, который рассчитывается на основе сравнения услуг, предоставлявшихся в каждом из сопоставляемых периодов. Средний размер тарифа на услуги сотовой связи в ноябре также вырос и достиг 391,6 руб., что на 1,6% выше, чем в октябре этого года.
До ноября тарифы на услуги мобильной связи в этом году не росли более чем на 0,34% за месяц, а в некоторые периоды даже снижались. Последний раз рост выше 1% (сразу на 3,7%) Росстат фиксировал в мае 2020 года — тогда с января по май ценник взлетел более чем на 10%, с 344,2 до 384,2 руб.
Именно рост цен в начале прошлого года привел к тому, что в среднем за 11 месяцев 2021 года размер тарифа на услуги сотовой связи в России на 2,6% превысил аналогичный показатель 2020-го, несмотря на практически не менявшиеся тарифы в течение всего года.
Мобильные операторы начали повышать плату на фоне разгона инфляции в России, достигшей по итогам ноября 8,4% годовых — это более чем вдвое превышает цель Банка России по росту цен. Если первоначально основной вклад в рост инфляции вносило подорожание продовольственных и непродовольственных товаров (в разное время), то в ноябре Росстат обратил внимание на ускорение роста цен на услуги — на 5,2% годовых, максимума с декабря 2016 года. Ведомство включило в список наиболее подорожавших услуг наряду с туристическими путевками, арендой банковских сейфов, проездом в купе и услуги сотовой связи.
В начале этого года эксперты Content Review прогнозировали повышение цен на сотовую связь на 15–16%. По их мнению, таким образом операторы должны были скомпенсировать выпавшие доходы и дополнительные расходы, связанные с различными законодательными инициативами, а также влияние пандемии коронавируса и ее последствий в виде самоизоляции, нестабильности курса рубля и общей неопределенности. Например, доходы операторов от международного роуминга до сих пор не восстановились.
Однако такого роста тарифов на высококонкурентном рынке мобильной связи в этом году не произошло. В июле «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Content Review писал, что средний минимальный тариф на сотовую связь в России в первом полугодии вырос на 16%, до 326 руб. Но общий рост цен на сотовую связь по рынку, по оценке экспертов, не превышал 5%.
Лишь осенью «большая четверка» начала принимать меры по оптимизации тарифов: например, в конце ноября стало известно, что все крупные операторы отключили опцию безлимитного интернета для новых абонентов, сохранив ее на старых тарифных планах.
Выручка некоторых операторов «большой четверки» в прошлом году пострадала из-за пандемии, но в этом году показатель рос у всех:
- выручка МТС от услуг мобильной связи в России за девять месяцев этого года увеличилась на 4%, до 256,9 млрд руб., в целом за 2020 год она увеличилась на 4,5%, до 334,3 млрд руб.;
- «МегаФон» раскрывает только консолидированную выручку от мобильной связи (помимо России учитывает показатели Таджикистана, Южной Осетии и Абхазии): за девять месяцев этот показатель увеличился на 1,8%, до 208,1 млрд руб. За весь 2020 год выручка составила 274,5 млрд руб. (минус 2%);
- выручка «ВымпелКома» (бренд «Билайн») от мобильной связи в России за девять месяцев составила 182,9 млрд руб. (плюс 4,9%). В 2020 году показатель равнялся 236,1 млрд руб. (минус 7,3%);
- выручка «Т2 РТК Холдинга» (бренд Tele2) за девять месяцев составила 143,6 млрд руб. (+11%), в 2020-м она равнялась 176,9 млрд руб. (плюс 15%).
Что сдерживает рост тарифов
Представители «Т2 РТК Холдинга» и «ВымпелКома» назвали в качестве одного из факторов, сдерживающих рост цен на рынке, высокую конкуренцию. В то же время представитель пресс-службы «Т2 РТК Холдинга» оговаривается, что нужно разделять две категории — объем потребления и цену за единицу услуги. «Если первый постоянно растет, то стоимость единицы услуги стабильно снижается. По этой причине показатель ARPU (средний счет одного абонента в месяц. — РБК) на российском рынке почти не меняется на протяжении почти десяти лет», — сообщил он.
Представитель «ВымпелКома» указал, что цены на услуги мобильных операторов «в целом существенно не менялись» многие годы, несмотря на большие инвестиции операторов «в модернизацию инфраструктуры для внедрения и развития новых сервисов и услуг». «В России услуги связи являются одними из самых доступных в мире, что наглядно показывает уровень проникновения услуг. Плюс ко всему на нашем телеком-рынке сложился высокий уровень конкуренции, который позволяет балансировать рынок в целом», — рассуждает представитель «ВымпелКома». Представители МТС и «МегаФона» не ответили на вопросы по существу.
Еще одним из возможных объяснений, почему в этом году тарифы практически не росли, по мнению аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, может быть международный роуминг, который до сих пор не восстановился, так как это «довольно дорогая услуга, ее вклад в рост тарифов мог быть более значительным». Кроме того, операторы могли изменить структуру тарифов в пользу более дешевых. «Возможно, рост клиентской базы, который мы наблюдали, в частности, в крупных городах России, происходил за счет вернувшихся мигрантов, предпочитающих использовать бюджетные тарифы», — рассуждает Либин.
По данным гендиректора «ТМТ Консалтинга» Константина Анкилова, ARPU на рынке мобильной связи за третий квартал этого года составил 349 руб., что на 2,3% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Он отмечает, что вывести средний размер тарифа непросто, так как сейчас продаются комплекты услуг, включающие не только мобильную связь, но динамика цен Росстата сопоставима с данными «ТМТ Консалтинга» по ARPU. Этот показатель сейчас один из самых низких по мировым стандартам телеком-рынка, «при том что операторам нужно вкладываться в развитие инфраструктуры и оборудования, большая часть которого, несмотря на импортозамещение, иностранная», подчеркнул Анкилов. По его мнению, повышать цены при наличии четырех игроков на рынке и контролирующего органа в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «очень сложно».
ФАС периодически выставляет операторам претензии за повышение тарифов. Например, в феврале ведомство возбудило в отношении «Т2 Мобайл» («дочка» «Т2 РТК Холдинга») дело о нарушении антимонопольного законодательства, посчитав, что повышение тарифов этим оператором не имело «технологического, экономического и иного обоснования» и ущемляет интересы потребителей. В самой компании объясняли необходимость роста цен увеличением трафика в период пандемии (он рос на 15% ежемесячно) и возросшим требованием клиентов к качеству и наполнению сервисов. В ноябре ФАС оштрафовала «Т2 РТК Холдинг» на 822,5 тыс. руб. по этому делу.
Дарья Чебакова
По материалам: “РБК”