После крымского кризиса Россия будет всеми силами укреплять отношения с Белоруссией.
Еще с 1996 года после подписания Москвой и Минском договора «Об образовании Сообщества России и Белоруссии» многие сторонники воссоединения постсоветского пространства ждут этого знакового момента. Однако, надежды так и не сбылись, разногласия между Лукашенко и Путиным только усиливались, а отношения хоть и оставались добрососедскими, но на братские никак не тянули. Сегодня же, когда Россия, получив серьезные ультиматумы и санкции со стороны Запада, оказалась в шкуре Белоруссии, союз двух государств кажется как никогда уместным.
«Последние события на Украине в очередной раз показали, что необходима гораздо более тесная интеграция России и Белоруссии, – считает депутат Госдумы от КПРФ Вячеслав Тетёкин. – Тот экономический кризис, в котором оказалась Украина, – ещё одно подтверждение, что практически все республики бывшего СССР, до этого столетиями являвшиеся частью единого экономического и политического пространства, в обособленном состоянии испытывают огромные трудности. Даже Белоруссия, страна, у которой наиболее положительный опыт самостоятельного развития, вынуждена преодолевать колоссальные сложности. Поскольку в Белоруссии никогда не было существенных запасов полезных ископаемых, она всегда была страной сельскохозяйственной, а в советское время – ещё и «сборочным цехом» СССР». И тут у России и Белоруссии получается полная гармония: «твои спички, мои дрова – очень хорошо». Путин с Лукашенко, объединив свои ресурсы вполне могут развести политический «костер любви всем ветрам назло». Правда, полного слияния государств не хотят ни одна, ни вторая сторона. Миф о том, что белорусы спят и видят стать гражданами одно с россиянами государства, себя исчерпал. Молодые белоруссы, глядя на российские дороги, проблему мигрантов, преступность, безработицу, коррупцию и прочие наши визитные карточки, открещиваются от такого симбиоза. «За годы раздельного существования России и Белоруссии стало ясно, что полное слияние наших стран сейчас невозможно, – говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. – Союзное государство предполагает значительную часть утраты суверенитета, на что белорусская сторона идти не готова. Такая позиция поддерживается значительной частью как элиты Белоруссии, так и простого населения».
Поэтому утопическая идея единого союзного государства сменилась более прагматичным планом – тесным контактом двух государств в экономической, военной, культурной и других сферах с одновременным сохранением суверенитетов. Причем в ситуации присоединения Крыма, на последнее условие Белоруссия делает особый упор. А то как ведь бывает: только интеграцию затеяли, а тут не успеешь оглянуться – и ты часть России. Однако, эксперты утверждают, что поглощение Белоруссии – опасения ничем не подкрепленные. Никаких конфликтов, особенно на национальной почве между нашими странами не возникало. И агрессивных действий ни с одной, ни с другой стороны не прослеживалось. Мало ли какой завод не поделили – мелочи жизни по сравнению с грозящими санкциями и геноцидом. Так что прогноз политологов таков: Россия обязательно будет укреплять связи с Белоруссией, но в рамках уже существующих союзов и договоренностей. «В белорусском обществе отношение к тому, что Россия воссоединилась с Крымом действительно несколько настороженное, – говорит Борис Шмелёв. – Как бы там ни было, Лукашенко, как прагматичный политик, пытается найти позитив для Белоруссии в создавшейся ситуации. Например, заявляет, что санкции Запада против России открывают новые возможности сбыта белорусских товаров на российском рынке. Что ж, можно только поприветствовать такой подход. Но в целом последние украинские события не внесли принципиально новой ноты в отношения России и Белоруссии». Однако, и тут положение России довольно зыбко. Лукашенко, конечно, прочно сидит в президентском кресле, однако, в случае прихода оппозиционного, да и просто более лояльного западу кандидата – дружба с Россией лопнет как мыльный пузырь. «В случае прихода оппозиционных ныне политиков к власти позиция Белоруссии, конечно, изменилась бы. Она стала бы в большей степени поглядывать в сторону ЕС, а Запад более активно пытался бы поставить Белоруссию под свой идеологический и политический контроль. Что касается экономики, то Белоруссия очень тесно завязана на Россию. Однако в случае чего Западу «перекупить» её вполне по карману. Учитывая к тому же, что белорусский ВВП в 10 раз меньше, чем ВВП той же Украины», – говорит эксперт. Поэтому, как ни крути, а батька, хоть и остается фигурой одиозной и политически неоднозначной, сегодня главный гарант российско-белорусской дружбы. И его самодержавие которого Путин будет поддерживать не меньше своего. Особенно, в условиях, когда из всех гарантий у России остались только гарантированные санкции.
Таисия ИЛЬИНА