В 1917 году Нью-Йорке на Юнион-сквер сделали деревянный макет линкора в натуральную величину
В зависимости от задач, корабли и суда бывают разные. Есть авианосцы, водоизмещением 100 000 тонн, со ста самолетами и вертолетами на борту. А есть относительно небольшие тральщики, с корпусом из стеклопластика, у которых магнитные и акустические поля сведены практически к нулю. Есть огромные круизные лайнеры, берущие на борт 5 000 пассажиров для круиза по Карибскому морю, и есть экспедиционные лайнеры на 200 пассажиров, на которых можно посетить любые места на планете Земля.
Такой список примеров можно продолжать. В этой статье мы расскажем об одной необычной задаче – привлечении и подготовке будущих моряков – вставшей в первой половине ХХ века перед военно-морскими флотами США и СССР, и о способе их решения.
Москва, Нескучный сад
Для автора эта история началась при очередном просмотре бессмертной комедии «Волга – Волга». В заключительной части фильма, когда отовсюду доносилась мелодия песни «О Волге», в кадр попадает крупный военный корабль, пришвартованный к берегу в Москве. На борту можно было прочитать название «Пионер». После ввода в строй канала имени Москвы, в акватории Москвы-реки и ближайших водохранилищ появлялись торпедные и бронекатера. Но больших кораблей на Москве-реке быть не могло, что называется, по определению.
Дело в том, что Волго-Балтийский судоходный канал (Волго-Балт) был построен после войны, в 1964 году. До революции существовала Мариинская водная система. Она была построена ещё в начале XIX века, в 1810 году. По ней действительно, можно было по воде добраться из Санкт-Петербурга до Астрахани. До революции, через Мариинскую систему, кроме барж с товарами для Санкт-Петербурга и буксиров, проходили военные корабли, которые строились в Санкт-Петербурге и Гельсинфорсе (Хельсинки) для Каспийской флотилии. Так же, в 1918 году, во время Гражданской войны, для пополнения красной Каспийской флотилии по Мариинской системе на Каспий были переведены два эсминца типа «Финн» и три эсминца типа «Доброволец» водоизмещением около 500 тонн каждый, и две малые подводные лодки. Но возможности Мариинской системы – глубины и габариты шлюзов – не позволяли переводить по ней крупные надводные корабли. После постройки Волго-Балта реконструированная Мариинская система вошла в его состав. Поэтому, в 1937 -1938 годах, когда был снят фильм «Волга-Волга» в Москве эсминец типа «Новик», водоизмещением 1 300 тонн и длиной 102 метра оказаться просто не мог. Результаты поиска были удивительны.
Морская станция Осовиахима
В 1922 году ВЛКСМ принял шефство над военно-морским флотом страны. Тысячи комсомольцев стали призывать на флот. Но флот – сложная и многогранная структура, и было необходимо, чтобы по призыву на корабли прибывали ребята, имеющие хотя бы минимальную подготовку для службы на кораблях. Для этой цели была создана общественная организация – Осоавиахим, прообраз известной многим ДОСААФ. В приморских городах для первичного обучения использовались старые корабли. Так, например, в Ленинграде для этих целей использовался бывший минный заградитель «Амур». В Москве пошли другим путем. В 1929 году построили полноразмерную копию эсминца типа «Новик» из дерева. Она была пришвартована к берегу у Нескучного сада, в самом центре Москвы. Сначала, из «настоящих» устройств на борту были компас, штурвал, торпедный аппарат, шлюпки и шлюпбалки. На борту написано название – «Пионер». Официально судно называлось «Морская станция Осоавиахима». О подготовке будущих моряков на «Пионере» было рассказано в очерке Андрея Вольского «Миноносец» на Москве-реке», напечатанного в журнале «Смена» №133 за 1929 год. Понятно, что на нем можно было проводить только шлюпочную, такелажную и частично минно-торпедную подготовку. Вероятно, производилась и обучение сигнальщиков флажному семафору. Тогда это был обязательный элемент подготовки. Со временем на нем были установлены настоящие орудия, пулеметы, прожектор и трехтрубный торпедный аппарат. В 1930 году на «Пионере» проводились торжества в честь 25-летия восстания на броненосце «Потемкин».
Автору не удалось установить, до какого времени работала это «Морская станция Осоавиахима». Вероятно, до конца 30-х годов. Косвенным подтверждением этого является то, что во второй половине 30-х годов Московской организации Осоавиахима был передан настоящий боевой корабль – канонерская лодка «Московский комсомолец». Корабль был заложен в городе Бор Нижегорожской губернии в 1916 году как буксирный теплоход для Волги. В 1917 году мобилизован в состав Балтийского флота как сетевой заградитель. С началом Великой Отечественной войны «Московский комсомолец» был мобилизован, и воевал в Волжской военной флотилии как штабной корабль и канонерская лодка.
Тема военных кораблей и морской авиации на Москве-реке и Химкинском водохранилище интересна, и об этом будет одна из статей.
Нью-Йорк. Юнион-сквер
США вступили в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года. Оказавшись в эпицентре войны на море, американские адмиралы поняли, что для укомплектования новых кораблей катастрофически не хватает моряков. Уже тогда серии строящихся эсминцев превышали 100 единиц. Но увеличить численность призванных на флот не удавалось. Для примера, в 1917 году в Нью-Йорке проживало 6 500 000 человек. К весне 1917 года на флот удалось завербовать только 2 000 человек. С этим надо было что-то делать. К делу подошли с американским размахом. В центре Матхеттена, на площади Юнион-сквер был построен деревянный макет линейного корабля-дредноута с говорящим названием USS «Recruit» – «Рекрут». Вполне возможно, что идея московского «эсминца» была заимствована с американского «Рекрута». Экипаж «линкора» состоял из моряков из учебного центра в Ньюпорте. 30 мая 1917 года «линкор» был открыт для посещения. На «Рекруте» была оборудована радиостанция, было своё электричество. На борту были каюты офицеров, кубрики для 40 членов команды, помещения для врачей и большие залы для прохождения медкомиссии для тех, кто захочет записаться на флот. Стоимость деревянного «корабля» составила $10 000 – сегодня это около $200 000.
На USS «Recruit» были шесть деревянных башен с муляжами 380-мм пушек, 10 деревянных копий морских орудий калибром 130 мм и две копии однофунтовых салютных пушек. Такие орудия стояли на настоящих линкорах того времени. Американское издание «Popular Science» в августе 1917 года рассказывало о «Рекруте». На борту жили обычной морской жизнью. Побудка была в 6 утра. После завтраки матросы мыли корабль и занимались в учебных классах. После открытия «Рекрута» для посещений, они охраняли его и отвечали на вопросы посетителей. Ночью «корабль» был освещен всеми положенными огнями. Даже корабельные прожектора работали для подсветки.
На «Рекруте» проводились самые различные общественные мероприятия – от крещений и различных патриотических собраний, до визитов самых разных делегаций. Надо сказать, что деревянный «Линкор» очень неплохо справился со своей задачей – на его борту было зачислено на флот 25 000 человек.
После окончания Первой мировой войны, надобность в таком экзотическом «корабле» отпала. В 1920 году его вывели из эксплуатации и разобрали, чтобы перевезти в Луна-парк на Кони-Айленд. Однако, что-то не срослось, и в Луна-парк «Рекрут» не привезли. Следы его теряются.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”