Почему министр Мединский так беспардонно разбрасывается золотым запасом России?
Из многих важных событий последних недель, связанных с присоединением Крыма, самым существенным мне кажется письмо в поддержку действий Путина, под которым подписалось более пятисот деятелей культуры. Почему — надо объяснять подробно.
Письмо это не было напрямую связано с возвращением полуострова. Оно было в поддержку еще не совершенных действий, каких — не указывалось. Мол, одобряем все, что будет сделано. Так сказать, поддержка вслепую. Дорогой президент, что ни сделаешь, нам понравится безоговорочно.
Мне уже приходилось писать, что само по себе возвращение Крыма в состав Российской Федерации меня радует — и потому, что с полуостровом связано слишком многое в русской культуре и истории, и потому, что жители Крыма сами этого захотели. Допускаю, что при подсчете голосов были приписки — но ведь не половина же липовая! Русскоязычный край просто не мог высказаться иначе, особенно после скоропалительного закона о понижении статуса русского языка. Так что поддержку референдума можно было бы понять. Но подписанты дружно высказались не в пользу независимости Крыма — они просто заверили Путина в беззаветной преданности. То есть хорошо известный совковый «одобрямс». А изъявление верноподданности для деятелей культуры унизительно. Они потому и названы интеллигенцией, что никакой власти душу не закладывают и совесть на хранение не передают. И душа, и совесть всегда при них.
Из пятисот подписантов большинство составляли люди малоизвестные или вовсе не известные. Однако процентов десять, а то и пятнадцать, безусловно, относились к творческой элите — люди с именами, «штучные», профессионально уважаемые. Многие из них всегда поддерживали власть, вовсе не обязательно из страха или корысти. Кто-то лично знаком с президентом, кто-то входил в его избирательный штаб, кто-то гордился личной похвалой лидера страны, кто-то, не интересуясь политикой, предпочитал уже действующую власть иной, еще не понятно, какой — вдруг окажется хуже. Словом причины подписи под странным документом в поддержку неизвестно, каких акций, были разнообразны и порой извинительны. Социологи знают, что в России женщины чаще всего голосуют за власть. А певцы и прочие музыканты, хотя, конечно, далеко не все, к политике относятся как раз по-женски.
Но были среди подписавшихся люди, что называется, знаковые, из тех, кого именуют совестью нации. Как они попали в толпу тех, кто выдал руководству страны индульгенцию на любой поступок, чем бы он ни диктовался и каким бы ни оказался?
Люди информированные мне объяснили: список составлял министр культуры Мединский, неглупый, образованный и очень карьерно устремленный чиновник. И, чтобы действовать наверняка, он обращался, в основном, к тем деятелям культуры, которые зависят либо от бюджетных дотаций, либо впрямую от Министерства. Скорей всего, так оно и было: это почти все объясняет.
Многие рядовые интеллигенты были удивлены и огорчены, встретив среди подписантов имена, например, Олега Табакова и Геннадия Хазанова. Почему они, люди независимые, хотя бы в силу большого таланта и всероссийской славы, оказались в общей толпе выдавших индульгенцию?
Не решусь их обвинять, так сказать, с порога. Тут все сложно.
За каждым крупным театральным деятелем стоят десятки, а то и сотни людей, живущих на зарплату: актеров, режиссеров, художников, осветителей — и так далее, вплоть до рабочих сцены. И лидер не может не отвечать за свой коллектив. Разумеется, Табаков и без МХТ Табаков. Но МХТ без Табакова — это уже иной театр. За широкой спиной Олега Павловича можно смело экспериментировать, рисковать, дразнить высокое начальство, регулярно получать самые престижные и выгодные гастроли. С другим худруком, более управляемым и осторожным, главный театр страны быстро потеряет сперва свое лицо, потом репутацию, а там и зрителя. Такое во МХАТе уже случалось. Знаменитая «Таганка» без Любимова быстро потеряла все или почти все. И лидер творческого коллектива просто вынужден думать о людях, которые доверили ему свои судьбы.
Другое дело государственный чиновник, тот же министр. Он обязан заботиться о престиже страны. А этот престиж впрямую зависит от знаковых имен, от выдающихся деятелей культуры.
В России было много царей, немало генеральных секретарей. Но кто в мире помнит их имена, тем более, их дела? Выигрывали войны, проигрывали войны, захватывали и теряли земли… Иногда оставались строчкой в истории,
иногда страничкой в сборнике анекдотов, как лично дорогой товарищ Леонид Ильич Брежнев. А кому в мире сегодня что-то скажет фамилия Черненко? Или, например, ее величество императрица Анна Иоанновна? Для миллионов людей на планете Россия — это Тургенев и Толстой, Достоевский и Чехов, Чайковский и Шостакович, Станиславский и Мейерхольд, Барышников и Евтушенко, Солженицын и Бродский. Сегодня власть справедливо озаботилась имиджем России. Но наивно и бесполезно искать этот имидж где-либо, кроме культуры.
Экспорт нефти — очень нужное дело. Но нефть, или газ, или алюминий, то поднимаются в цене, то падают. А Чехов и Шостакович не падают в цене никогда. Этот капитал страны надежней золота. А, главное, самим россиянам, чтобы уважать свою страну, надо ценить ее творческую элиту.
Ну-ка, вспомните, кто во второй половине прошлого века ведал в державе культурой? Благодаря пикантному телесериалу, возможно, всплывет в памяти бедняжка Фурцева с ее сложной женской судьбой. Но до сих пор миллионы россиян гордятся тем, что они соотечественники Окуджавы, Товстоногова, Вознесенского, Ефремова, Ульянова, Леонова, Зыкиной, Магомаева, Никулина, Ахмадулиной, Смоктуновского, Вицина, Улановой, Ромма, Тарковского, Гайдая, Высоцкого, Шукшина, Рождественского, Золотухина. Эти имена — главный золотой запас России.
Выжимая подписи знаковых людей под никому не нужным свидетельством верноподданности, министр Мединский варварски растратил немалую часть золотого запаса России. Множеству наших земляков, привыкших верить творческой элите России, станет хоть немного, но труднее гордиться своей страной. Мединского забудут, как только он лишится поста. А его недоброе дело, увы, еще долго будет разбрасывать ядовитые семена неверия.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ