Что значит для Европы перевод оплаты за газ в рубли
Перевод оплаты за поставляемый за рубеж российский газ в рубли — ускоренное воплощение уже давно продвигаемой идеи о дедолларизации мировой торговли энергоресурсами, считают опрошенные «Известиями» эксперты. О новой мере 23 марта объявил президент Владимир Путин. Россия обеспечивает 40% потребности Евросоюза в газе и импортеры вряд ли смогут отказаться от действующих контрактов, полагают аналитики. Тем не менее пока с новыми условиями согласились лишь единичные страны. На этом фоне стали расти цены на газ: стоимость апрельского фьючерсного контракта подскочила до $1500 за тысячу кубометров.
Рубли или не бери
О решении властей перевести оплату за газ в рубли стало известно 23 марта. Президент России Владимир Путин поручил ЦБ и правительству в недельный срок определить порядок совершения операций по газовым контрактам в рублях. По словам главы государства, эта мера стала ответом на «нелегитимные решения» по заморозке российских золотовалютных резервов.
«Россия продолжит, безусловно, поставлять природный газ в соответствии с объемами и по ценам, по принципам ценообразования, зафиксированным в заключенных ранее контрактах. В отличие от некоторых коллег мы дорожим своей деловой репутацией надежного партнера и поставщика. Изменения коснутся только валюты платежа, которая будет изменена на российские рубли», — сказал президент.
Такой переход — ускоренное воплощение уже давно продвигаемой идеи о дедолларизации мировой торговли энергоресурсами, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК» Валерий Андрианов.
— Для России это прежде всего означает снижение рисков. Ранее экспортеры газа в любом случае реализовывали значительную часть своей валютной выручки в РФ, налоги и зарплаты платили в рублях, поэтому де-факто государство и общество получали за наше «национальное достояние» — газовые ресурсы — именно рубли. И для экономики РФ в целом не было особой разницы, какая валюта используется для расчетов за газовые контракты, — пояснил эксперт.
По его словам, в новых условиях возникают риски того, что выручка российских компаний от поставок за рубеж будет под теми или иными незаконными предлогами задерживаться в странах-импортерах. Уже звучали провокационные призывы замораживать доходы «Газпрома» в европейских странах и передавать их Украине.
— Поэтому схема меняется — покупатели со своей валютой будут заходить в Россию и уже здесь менять ее на рубли и оплачивать покупаемый газ. То есть, по сути, изменения носят в основном технический характер, связанный с реагированием на реальные угрозы для российской валютной выручки со стороны наших «европейских друзей». Это гарантия того, что продавец получит деньги за поставленный товар, — сказал Валерий Андрианов.
Что касается темы дедолларизации торговли энергоресурсами, ее 24 марта в ходе пресс-конференции поддержал глава комитета Госдумы по бюджету Павел Завальный. По его словам, Россия может продавать энергоресурсы «недружественным странам» за свою национальную валюту (рубли) и золото, при этом для «дружественных стран» перевести расчеты в их национальные валюты (юань, лира, динар), а также, если появится такая возможность, продавать за биткоины.
Перед выбором
Рынок отреагировал на новость ростом цен на газ: стоимость апрельского фьючерсного контракта подскочила до $1500 за тысячу кубометров. Реакция вполне понятна — «Газпром» обеспечивает 40% потребностей Евросоюза в ресурсе и в Старом Свете не все были готовы к такому решению Москвы. Из числа «недружественных» стран российский трубопроводный газ получают страны ЕС, Великобритания и Швейцария, в виде СПГ — Япония, Южная Корея и Сингапур.
Опцию по платежам за газ не только в евро и долларах, но и в российской валюте «Газпром» стал включать в некоторые контракты еще после 2014 года. Власти Сербии, Молдавии и Болгарии подтвердили, что их контракты уже рассчитаны на платежи в рублях и проблем с оплатой не возникнет.
Однако в большинстве своем партнеры «Газпрома» решили провести консультации, прежде чем дать ответ Москве. Министр финансов Японии Сюнъити Судзуки заявил, что у Токио пока нет понимания целей России, заявившей о переводе в рубли расчетов за поставки газа в недружественные страны, и способов, как это может быть реализовано. Представитель минэкономики ФРГ говорил журналистам, что ведомство сейчас обсуждает с бизнесом и партнерами на уровне ЕС решение России.
В Москве же ждут консолидированного решения. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «по мере того как будут осуществляться контакты с покупателями газа и после того как им будет разъясняться условие по оплате рублями, они смогут уже формулировать свою позицию».
«Давайте дождемся этого момента», — призвал он, отвечая на вопрос, не расценят ли европейские покупатели решение о расчетах в рублях как нарушение контрактов.
Сложный выбор
Контракты могут меняться по взаимному согласию сторон или по законным требованиям регуляторов, напомнил заместитель генерального директора по газовым проектам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
— Например, по требованию Еврокомиссии были изменены многие параметры долгосрочных контрактов. И «Газпром» будет обязан затребовать изменение валюты платежа в связи с директивами российского правительства, то есть регулятора, — сказал эксперт.
Попытки объявить решение России неправомерным и не соответствующим ранее заключенным договорам в данном случае выглядят даже смешно, считает Валерий Андрианов.
— Не вдаваясь в юридические тонкости, можно лишь подчеркнуть, что именно Европа десятилетиями демонстрировала чудеса жонглирования собственным законодательством с целью ущемления интересов «Газпрома» на рынке ЕС. Сегодня же Россия, несмотря на всё это многолетнее давление и на все последние события, готова оставаться надежным поставщиком энергоресурсов для Европы. Ее единственное требование, которое она теперь реализует на практике, — гарантировать полную и честную оплату поставляемых энергоресурсов. Думаю, если европейские газовые компании действительно заинтересованы в продолжении закупок газа в России, а выбора у них, по сути, нет, то для них не составит труда следовать новым условиям оплаты, — уверен специалист.
Впрочем, теоретически покупатели могут разорвать контракт с «Газпромом», если поставщик будет настаивать на непредусмотренных договорами расчетах в рублях, добавил руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.
— Но в подавляющем большинстве случаев европейские компании не могут себе позволить так поступить, поскольку им нужен российский газ. Однако нельзя исключать, что если «Газпром» предложит изменить какие-то параметры контракта, то другая сторона может предложить изменить другие — например, длительность контракта, объемы по нему или уровень take or pay в сторону снижения, — считает эксперт.
По его словам, в обычной коммерческой практике такие переговоры могут занимать многие месяцы. Но даже в нынешней ситуации переход может занять более продолжительное время.
— У контрагентов будет, наверное, возможность отказаться, но это может привести к расторжению договора и, как следствие, к прекращению поставок газа, — подчеркнул Алексей Гривач, не исключив, что по некоторым контрактам прокачка газа может быть прекращена уже в апреле, если оплата не будет произведена.
В «Газпроме» пока отказались от комментариев.
Ирина Кезик
По материалам: “Известия”