Есть мнение, что американскому фонду «Франклин Темплтон» нужен «доктор».
Смешивать политику и бизнес вредно для здоровья. В России это известно всем, Ходорковский не даст соврать. А вот крупнейший мировой инвестор американский фонд Franklin Templeton практикует этот «синтез» на постоянной основе. Более того, до самого последнего времени, это приносило фонду, который возглавляет в настоящее время один из гуру(наряду с Джорджем Соросом и Уорреном Баффетом) мирового финансового рынка Марк Мебиус, стабильную прибыль.
10 ноября прошлого года газета Financial Times сообщила, что Franklin Templeton приобрел на государственные долговые бумаги Украины (евробонды) на сумму в 5 млрд. долларов. «Сделка, которая достигает пятой части общей внешней государственной задолженности Украины, проведена в конце минувшего августа, – отметила газета. – Первый вице-премьер Украины Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов посетили с неофициальным визитом штаб-квартиру фонда в калифорнийском городе Сан-Матео с целью дать определенные гарантии крупнейшему держателю национального долга». Ранее этот фонд скупил облигации Ирландии, получив в результате этой операции крупную прибыль.
Заметим, что получить прибыль Мебиус рассчитал при любых вариантах развития событий на Украине. Тем более что недавнее решение суда Нью- Йорка по долгам Аргентины — в пользу инвестиционных фондов – дает ему такую возможность.
Мебиус продолжал скупать украинские евробонды и в этом году, общая их сумма достигла по данным агентства Bloomberg 7,3 миллиардов долларов. И если долги Украины «Газпрому» вряд ли когда-нибудь будут возвращены, то фонд «Франклин Темплтон» с полным основанием может считать, что держит Украину за горло и может в любой момент инициировать ее суверенный дефолт.
И вот совсем недавно фонд Марка Мебиуса Templeton Russia and East European Fund сообщил, что владеет акциями “Яндекса”. Об этом свидетельствует отчет организации, размещенный на ее сайте. В нем ценные бумаги российской интернет-компании входят в десятку крупнейших активов фонда, занимая 3%.
Наша справка:
«Templeton Russia and East European Fund является фондом инвестиционной организации Franklin Templeton, в последнее время получившей известность как покупатель украинских гособлигаций. Стратегию фонда на рынке акций определяет Марк Мобиус, который приобрел известность как специалист по развивающимся рынкам.
В отчете не указано, сколько фонд потратил на покупку акций “Яндекса”. При размере фонда в $81 млн стоимость подконтрольных ему ценных бумаг интернет-компании составляет около $2,4 млн».
http://top.rbc.ru/economics/18/04/2014/919083.shtml
В структуре Templeton Russia and East European Fund наибольшее место занимают акции Сбербанка. Однако если по состоянию на конец декабря 2013г. они составляли 16% от его активов, то в конце марта – лишь 10,2%.
То есть, крупнейший американский инвестиционный фонд избавляется от акций стратегически важного для России Сбербанка и прикупает акции столь же стратегически важной интернет- компании. Но если в случае с крупнейшим госбанком участие в его капитале стимулировало бы функционирование российских финансов, то в случае с « Яндексом» это дает возможность контроля над российской информационной сферой.
Вспомним, что некоторое время тому назад Марк Мебиус лично обратился к Владимиру Путину с просьбой оказать давление на главу «Роснефти» Игоря Сечина, не желавшего выкупать акции миноритариев,в том числе и фонда Мебиуса, по «справедливой» цене. Президент России услышал Мебиуса и «решил вопрос».
И чем же ответил Мебиус? Фактической заморозкой деятельности Российского фонда прямых инвестиций, где Франклоин Темплтон — один из серьезных акционеров, и недружественным поведением на российском финансовом рынке, скупкой акций «Яндекса» и сбросом акций Сбербанка.
Российский эксперт профессор Валентин Касатонов назвал Мебиуса финансовым стервятником. Впрочем, эта дефиниция имеет эффект новизны лишь для неофитов, абсолютно не сведущих в законах мирового бизнеса.
В 90-е годы прошлого века стиль у таких «финансовых ястребов» был несколько другим, более жестким и прямолинейным. Достаточно вспомнить разрушительную деятельность Сороса, который обрушил английский фунт, южноафриканский рэнд, затем устроил финансовый погром в Юго-Восточной Азии.
Сорос никогда не скрывал, что пользуется полной поддержкой правительства США. Я это лично слышал на одной из его пресс-конференций в отеле «Балчуг». Нетрудно догадаться, что и Марк Мебиус де-факто работает на американское правительство, хотя недавно, видимо в целях прикрытия, взял гражданство Германии.
Взяв за горло Украину(по крайне мере Мебиусу так до последнего времен казалось), Франклин Темплтон решил сделать что-то вроде «Ката-дзюдзи-дзимэ» (удушающий прием в дзю-до) и на российском финансовом рынке.
И вот в ходе своей пресс-конференции, Владимир Путин ассиметрично ответил господину Мебиусу. Президент России обвалил курс акций «Яндекса», заявив, что эта компания подвержена западному влиянию и уходит из- под российского налогообложения в юрисдикцию Нидерландов.
Возможно, что эти слова российского Президента до Мебиуса и не дошли, но вот когда Путин сказал, что «Яндекс» зарегистрирован за границей «не только для цели налогообложения, но и по другим соображениям», думаю, что Мебиус это услышал.
Спустя недолгое время Америка прислала «ответку»: угрожает санкциями лично против Игоря Сечина, ближайшего соратника и единомышленника Путина. И это в благодарность за содействие в щекотливом вопросе выкупе акций миноритариев «Роснефти»!
Думается, что в дальнейшем поддержки в позиционировании на российском финансовом рынке у Марка Мебиуса не будет. А будут незапланированные, причем весьма серьезные потери. За ошибки в прогнозировании большой стратегии приходится платить по-крупному. К концу февраля этого года не ожидавший присоединения Крыма к России и восстания на Юго-Востоке Украины Марк Мебиус потерял более полумиллиарда долларов на украинских
евробондах. И скорее всего потеряет еще больше, если не все вложенные семь миллиардов.
И это понятно – если проигрывает правительство, то проигрывает и его финансовый агент. Если слепо, не включая собственные мозги, выполняет указания закусивших удила политиков.
Эти выводы могли бы быть более аргументированными и «увесистыми», если бы нам были известны все детали конфиденциальных переговоров между высокими «недоговорившимися» сторонами. Что по понятным причинам невозможно. Причем ясно, что стратегию экономической войны разрабатывают отнюдь не в офисах «Франклин Темплтона». Этот агрессивный фонд, конечно, не сильно пострадает от обрушения акций «Яндекса». Да и сама интернет-компания со временем компенсирует свои потери, если, конечно, правильно расшифрует президентский мессидж.
Все, о чем я рассказал, это еще не экономическая война, а скорее разведка боем.
В интересах всего благоразумного человечества, чтобы до реальных боевых действий на экономическом фронте дело не дошло. За Америку ручаться не могу, там сильны экстремистские настроения, но что касается российского Президента, то он пока что не выходит за рамки своей рациональной и лишенной эмоций стратегии.
P.S. Не все кинг-конги мирового бизнеса рвутся напакостить России. Некоторые умеют смотреть далеко вперед. Так например, крупнейший миноритарий «Роснефти», глава ВР, Роберт Дадли открыто заявил, что ни в каких санкциях против России участвовать не будет, а будет продолжать взаимовыгодное сотрудничество. Так ведут себя хитроумные британцы, у которых все будет «Олл райт», в отличие от туповатых американцев, сколько бы они ни твердили свое вульгарное «Окей».
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук