Операция Перелет: как советские чекисты разоблачили американцев

54 года назад спецслужбы задержали летчика-шпиона

u2
Недавно стало известно, что известный голливудский режиссер Стивен Спилберг решил снять фильм, в основу которого ляжет реальная история о сбитом 54 года назад над Свердловском американском пилоте Гэри Пауэрсе. Подробности проекта пока не раскрываются. Известно лишь, что кинолента будет рассказывать об адвокате Джеймсе Доноване, который добивался освобождения летчика-шпиона. Главную роль, возможно, исполнит сам Том Хэнкс.

Словом, шпионская история, случившаяся в Советском союзе во времена Холодной войны, до сих пор интересует не только профессиональных историков и исследователей, но и широкую общественность.

Факты для Спилберга

Но где же будет брать материал Стивен Спилберг для своей работы? Ведь свидетелей прерванного полета американского летчика осталось в живых не так уж много. Кроме того, многие материалы имеют гриф секретности. Вокруг тех событий много слухов и домыслов. Возможно, голливудский режиссер мог бы обратиться к воспоминаниям сотрудников КГБ, которые принимали участие в разоблачении шпиона и его транспортировке в Москву для следствия. Некоторые из них на днях опубликовало интернет-издание «Новый регион».

Полковник в отставке Николай Фролов в 60-е годы работал начальником Следственного отдела областного Управления КГБ, вспоминает, что 1 мая 1960-го, в разгар демонстрации трудящихся Свердловска, никто не обратил внимания на раздавшийся в небе глухой звук взрыва. «Лишь позднее стало известно, что в 32 километрах от города, в районе села Косулино, был сбит самолет-нарушитель без опознавательных знаков, из которого выбросился парашютист – американский разведчик. При этом нам о приближающемся самолете-нарушителе стало известно от коллег из КГБ Узбекской ССР. Это позволило вовремя узнать о воздушном судне и затем поразить его ракетой».

«Как только стало известно о сбитом самолете, …срочно на машинах выехали в Косулино. Парашютист был захвачен в момент приземления на открытом поле возле деревни Поварня жителями. Они же его обезоружили, отняв пистолет бесшумного действия с запасом патронов к нему и финский нож. После этого передали прибывшим сотрудникам Особого отдела», – вспоминает Фролов.

Он вспоминает, что по пути на место падения их группа заехала в аэропорт Кольцово, где к ним присоединился работник аэропорта, знающий английский язык.
«Захваченный Пауэрс на машине с охраной был доставлен в здание Особого отдела КГБ УралВО, где у него были изъяты все вещи», – говорится в воспоминаниях другого полковника в отставке – Ивана Жаглина, в 60-е годы числившегося сотрудником Особого отдела КГБ УралВО.

У парашютиста чекисты обнаружили советские деньги в сумме 7500 рублей, 48 золотых монет, двое наручных часов, 6 золотых колец, компас, 4 карты СССР, продукты питания, флягу с водой, бинокль, средства для разведения костров, белье, рыболовные принадлежности и медикаменты. Среди документов у иностранца нашлись удостоверение личности на имя Пауэрса, выданное министерством обороны США, свидетельство ВВС США, фотографии летчика и его жены.

Во время разборки остатков самолета была найдена фотокамера с объективом для аэрофотосъемок и другое примечательное оборудование. Технические возможности камеры позволяли с высоты 10 км обнаружить головку гвоздя, с высоты 15 км определить название газеты, а с высоты 20 км сфотографировать след человека на снегу.

«Сбился с пути»

Бывшие сотрудники КГБ вспоминают, что на первом же допросе летчик назвался Гэри Пауэрсом, подданным США. Первоначально он заявил, что летел из Пакистана в Турцию, занимаясь исследованием пространств, и сбился с пути. Пролетая над территорией Свердловской области, услышал глухой взрыв и, обернувшись, увидел позади пламя. Поняв, что атакован, моментально выбрался через окно самолета. «Парашют раскрылся автоматически. На вопрос, почему не катапультировался, Пауэрс отвечал, что перед полетом один из его друзей-летчиков предупредил, что аппарат катапульты заминирован и при нажатии на соответствующую кнопку взорвется, и он погибнет», – цитирует Фролова «Новый регион».

Позже Пауэрс все же признал себя американским военным летчиком, направленным в СССР со специальным разведывательным заданием.

Как говорится в открытых источниках, первоначально США пытались отрицать существование, задание и цели самолета. Потом заявляли, что U-2 производил исследование погоды в районе советско-турецкой границы и сбился с курса. Но после предъявления советским правительством остатков сбитого самолета и захваченного летчика Гари Пауэрса вынуждены были признать существование программы полетов самолетов-шпионов над СССР. Позже выяснилось, что для разведки объектов на территории СССР с помощью самолетов-шпионов U-2 был создан «Отряд 10-10». Приоритетной задачей был сбор сведений о расположенных на территории СССР радиолокационных станциях и позициях ПВО.

В ходе своего полета Пауэрс сделал снимки объектов в Магнитогорске и Челябинске. Следующим пунктом маршрута был Свердловск, а точнее расположенный близ него завод «Маяк», тогда носивший название Челябинск-65 и выпускающий оружейный плутоний».

«Москва ликует, а ты летишь»

По словам Фролова, уже во время второго обыска у Пауэрса в кармане брюк комбинезона обнаружили необычную по форме булавку-шприц, назначение которой было установлено только в Москве.

Чекист Жаглин уточняет, что для транспортировки шпиона в аэропорту Кольцово был задержан вылет гражданского рейса Новосибирск – Москва. «После сдачи Пауэрса майору КГБ во дворе Лубянки, мы прибыли на доклад к бывшему тогда заместителем Председателя КГБ генералу Ивашутину П.И. В его кабинете находились главный военный прокурор, его заместитель и представители министерств иностранных дел, обороны, внутренних дел, – вспоминает Жаглин. – Перед присутствующими на столе были разложены для осмотра изъятые у Пауэрса вещи. В это время переводчик Коваленко стал интересоваться, где находится булавка, так как задержанный заявил, что она начинена сильнодействующим ядом. Срочно вызвали работника оперативно-технического управления КГБ для проведения исследования. Он подтвердил наличие яда в булавке.

Пока ждали прибытия специалиста, кто-то из присутствующих задал вопрос Пауэрсу: «Куда ты летел, видишь, как Москва ликует в первомайский праздник?» Пауэрс никак не отреагировал на это».

Вскоре миссия свердловских чекистов, оформивших документально необходимые документы в Москве, была завершена и утром 2 мая они вернулись в Свердловск.

Советским летчикам было поручено совершить полет по маршруту Пауэрса по Уралу, чтобы выяснить, как американец мог безнаказанно со стороны сил ПВО добраться до Свердловска. Как оказалось, технические средства ПВО не могли обнаружить и уничтожить самолет-нарушитель: Пауэрс летел на высоте 19-20 километров, а армия ПВО имела на вооружении радиолокационные станции с высотой действия 12 км. Летчики авиадивизии ПВО, дислоцированной в Троицке Челябинской области, не имели костюмов, которые позволили бы им подняться для уничтожения самолета на такой высоте. Собранные данные о технических недостатках вооружения армии ПВО были оформлены специальной справкой для информации Минобороны», – заключает в своих воспоминаниях Жаглин.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к 10 годам лишения свободы. Спустя два года Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель), разоблаченного в США. После обмена на Абеля и возвращения в США Пауэрсу вменили нарушение служебных инструкций, но после сняли все обвинения. Он продолжил работу в военной авиации, являлся летчиком-испытателем. Написал в соавторстве книгу «Операция Перелет: воспоминания об инциденте с U-2». Затем стал радиокомментатором, позже – пилотом вертолета в агентстве радиотелевизионных новостей. 1 августа 1977 года Пауэрс погиб при катастрофе пилотируемого им вертолета, возвращаясь со съемок.

В 2000 году, в сороковую годовщину миссии Пауэрса, его семье были вручены посмертно присужденные пилоту награды – Медаль Военнопленного, Крест за выдающиеся летные заслуги и Медаль национальной обороны. А в 2012-ом Пауэрс был посмертно награжден Серебряной Звездой – третьей по значимости военной наградой США.

Андрей АРТЕМЬЕВ

Фото: nytimes.com

Ранее

Киднеппинг по-российски

Далее

В результате крушения вертолета погиб человек

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru