Регионы создают зерновые фонды с опозданием в полтора года

Продолжающийся рост цен на зерно создаёт риски дальнейшего подорожания хлеба

pixabay.com

Ещё в конце 2020 года государство предложило инструмент для стабилизации ситуации на рынке. Госдума приняла закон, упрощающий создание региональных зерновых фондов, которые должны были обеспечить поставки зерна на мукомольные предприятия по доступным ценам в периоды нестабильности. Большинство губернаторов проигнорировало этот документ. Теперь им придётся закупать зерно втридорога и искать, чем и как восполнить недостачу.

Идея создания государственных зерновых запасов не нова. Она была заложена ещё в 1990-е годы в Федеральном законе «О зерне». Документ позволял формировать федеральный и региональные фонды «в целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне».

На основании этого закона в России в 2001 году был создан федеральный интервенционный фонд, оператором которого выступила группа «Объединённая зерновая компания». Федеральные запасы были размещены более чем в 15 регионах по всей стране.

Правом создания собственных фондов активно пользовались многие субъекты РФ, в связи с чем зерновые закрома позволили удержать в разумных пределах цены на хлеб во время кризисов 1998 и 2008 годов в Свердловской, Курганской, Томской, Курской, Саратовской, Нижегородской областях и других субъектах РФ.

Однако схема администрирования этих фондов была весьма запутанной.

Региональные правительства могли самостоятельно определять объёмы своих фондов, но при этом на них накладывалась обязанность ежегодно составлять балансы производства и потребления зерна, после чего заключать на их основе договоры с правительством РФ о соотношении закупок в федеральное и региональные хранилища.

Регионам было предоставлено право выбирать заказчиков, которые должны закупать зерно у производителей, однако процедура финансирования заказчиков была далека от идеальной – им предоставлялись кредиты под гарантийные обязательства исполнительной власти.

В результате к концу нулевых годов подавляющее число региональных территорий отказалось от фондов, а хранившееся в них зерно было продано. Некоторые субъекты РФ пошли другим путём, создав государственные унитарные предприятия, превратившие закупку зерна и его переработку в бизнес. В их числе оказалась Свердловская область, передавшая функции по контролю над этим рынком компании «Агентство по развитию рынка продовольствия», к деятельности которой вскоре появились вопросы.

«Правительство выделило унитарному предприятию 100 миллионов рублей. Цель стратегическая – пополнить резервный запас продовольственного зерна. Средняя стоимость пшеницы на тот период составляла 7500–8000 рублей за тонну. Выходит, приобрести [бывший директор агентства] Виктор Шептий должен был 12,5 тысячи тонн зерна. Однако в феврале – марте мои источники уверяли, что закрома пусты», – сообщал в 2011 году Андрей Альшевских, бывший в то время депутатом Свердловской областной думы.

Альшевских направил запрос генеральному директору компании «Хлебная база № 65» (входит в структуру предприятия «Агентство по развитию рынка продовольствия»), на площадках которой хранился зерновой запас. Однако занимавший на тот момент пост гендиректора Андрей Вилижанин не предоставил информацию о хранящемся в его ведении зерне. Он пояснил, что помимо областного фонда на территории предприятия также располагается хранилище госрезерва, поэтому запрашиваемая информация является государственной тайной.

При этом Вилижанин раскрыл объём запасов всего агентства:

«Остаток пшеницы на 19 мая 2011 года составляет 4957 тонн 296 килограммов»

«У нас нет стратегического запаса зерна. Оставшиеся 4957 тонн – это не резерв, а коммерческий оборот», – прокомментировал этот ответ Альшевских. Депутат направил заявление в следственные органы, о дальнейшей судьбе которого узнать не удалось.

Схожие события годом позже происходили в Курганской области, где за продажу государственного зерна был осуждён генеральный директор Варгашинского элеватора, а также в ряде других регионов.

Предложение о реорганизации системы стабилизационных фондов прозвучало в мае 2020 года. К этому времени на мировых рынках начался рост цен на зерно. В частности, стоимость 100 бушелей пшеницы (1 бушель равен 35,2 литра, что составляет примерно 27 килограммов) повысилась с 450 до 580 долларов. С инициативой выступил на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным председатель правления Союза экспортёров зерна Эдуард Зернин, который предложил создать федеральный фонд зерна на базе российского интервенционного фонда для обеспечения отечественных мукомолов зерном в периоды колебаний цен.

Позже министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев одобрил идею и сообщил, что размер нового фонда составит около 2,5–3,5 млн тонн. Депутаты Государственной думы пошли дальше. Они внесли поправки в Федеральный закон «О зерне», упрощающие процедуру администрирования региональных фондов. Из документа было исключено положение, обязывающее регионы заключать соглашения с федеральным центром. Из него также исчез раздел о финансировании заказчиков работ по формированию фонда в виде кредитов. В соответствии с новой редакцией закона необходимые средства должны были поступать напрямую из бюджета.

Однако регионы не спешили возрождать свои закрома.

Среди тех немногих, кто оперативно ответил на ценовую угрозу, оказалась Рязанская область, власти которой анонсировали соответствующее решение в августе 2020 года.

В других субъектах РФ решения не принимались, пока цена пшеницы не достигла в 2022 году пика в 1200 долларов. В частности, лишь в марте о намерении создать фонд для фиксации цен на хлебобулочные изделия заявил губернатор Ростовской области Василий Голубев. Его объём составит 150 тыс. тонн.

Нашлись и те, кто не стал поддерживать новый тренд. В Курской области отказались от возрождения собственного зернового фонда, ликвидированного в 2008 году, сославшись на нецелесообразность такого шага.

В число регионов, отложивших решение этого вопроса, вошла Свердловская область, заксобрание которой приняло закон, передающий местному правительству полномочия по определению объёма регионального зернового фонда и порядка его использования. Министр агропромышленного комплекса (АПК) и потребительского рынка региона Артём Бахтерев в ответе на запрос депутата заксобрания Вячеслава Вегнера заявил, что денежные средства на закупку зерна в бюджете области на 2022 год не запланированы.

Несколько дней назад в СМИ появились итоги проверки компании «Хлебная база № 65». По данным получивших их журналистов, это мероприятие организовала компания «Агентство по развитию рынка продовольствия». Источники «Октагона» считают, что инициатором проверки также выступило свердловское министерство АПК.

Несмотря на предыдущие утверждения представителей компании «Хлебная база № 65» об отношении информации о деятельности предприятия к гостайне, соответствующие цифры всё-таки были несанкционированно опубликованы.

При этом они свидетельствуют о недостаче в виде 3 тыс. тонн пшеницы.

Речь идёт о зерне, находящемся в коммерческом обороте, которое закупается госпредприятием у частных производителей для последующей переработки в муку. Источник «Октагона» считает, что недостача могла образоваться в период с 2018 по 2021 год. В ходе отдельно проведённой силовиками проверки на находящихся на территории базы складах госрезерва проблем не выявлено.

Собеседник «Октагона» подчёркивает, что указанный акт является внутрикорпоративным. Попавший в СМИ документ не оформлен надлежащим образом. Учитывая это, преждевременно говорить о его правовых последствиях. Однако сам факт обнаружения недостачи и последующая утечка информации о ней могут свидетельствовать о наличии конфликта между министерством АПК и представителями компании «Агентство по развитию рынка продовольствия», который может оказать влияние на состояние зернового рынка в регионе.

«По информации министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области, для обеспечения потребности Российской Федерации в зерне, используемом для пищевых и кормовых целей, могут формироваться федеральный фонд зерна и региональные фонды зерна». – Департамент информационной политики губернатора Свердловской области.

Объёмы региональных фондов зерна определяются органами исполнительной власти субъектов РФ и формируются за счёт закупок зерна на контрактной основе у его производителей как в административных границах субъекта РФ, так и за его пределами. Постановление Правительства РФ, регламентирующее правила формирования и распределения федерального и регионального фондов зерна, отсутствует. В связи с этим на региональном уровне нормативно-правовые акты не приняты. Как следствие этого, финансирование не заложено.

По опубликованным в СМИ фактам недостачи зерна в компании «Хлебная база № 65» продолжается проверка.

Константин Джултаев

По материалам: “Октагон”

Ранее

МЧС за пять дней доставило более 1300 тонн гумпомощи в Донбасс и на Украину

Далее

Биохакинг в стиле Дорси

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru