В ближайшие годы Китай всерьёз намерен распространить своё геополитическое влияние на морское пространство – он резко увеличивает число авианосцев
Китайские СМИ уже обсуждают необходимую численность и назначение кораблей. Если планы Поднебесной будут реализованы, то страна получит один из ведущих авианосных флотов в мире.
Китайские ВМС сосредоточены на трёх флотах – Северном (охватывает Жёлтое море и Корейский полуостров), Восточном (основной участок – побережье Тайваня и близлежащая акватория) и Южном. Потребности Поднебесной в больших авианесущих кораблях сегодня составляют не менее шести единиц – по два на каждый существующий флот, пишет South China Morning Post. Помимо этого, нужно иметь ещё один авианосный корабль для несения дежурства в Индийском океане – обеспечения защиты важнейших торговых путей, считает младший научный сотрудник Национального центра стратегических исследований Ван Хунлян. Он убеждён, что суда такого класса необходимы для контроля за ситуацией в Южно-Китайском море, где есть определённые сложности ввиду отдалённости от материка, в то время как для авиации нужны плавучие аэродромы, которые закроют пока ещё существующие оборонительные бреши.
Стратегия КНР по наращиванию военного могущества на море действует фактически с начала XXI века, отмечает китаист, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
«В стране в своё время была принята долгосрочная программа строительства авианосных кораблей, которая планомерно воплощается. Уже построено три авианосца, это не предел, поэтому в недалёком будущем Китай может занять второе место в мире по числу таких кораблей после США». – Василий Кашин, китаист, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.
Первый китайский авианосец «Ляонин» имеет советские корни. Его история довольно драматична и показывает, что китайцы не зря так упорно добивались его появления. Он был заложен 6 декабря 1985 года на верфи Черноморского судостроительного завода в Николаеве и поначалу назывался «Рига». Позднее, когда Латвия начала процесс выхода из Союза, это имя сочли нецелесообразным, и строящийся корабль в июне 1990-го переименовали в «Варяг».
Когда СССР распался, «Варяг» находился на территории Украины. У предприятия не оказалось денег на продолжение работ, процесс постройки был прекращён в 1992-м. Украинские руководители разослали по миру предложения о покупке корабля. Сделка вызвала интерес у КНР, при Военно-морском флоте Народно-освободительной армии Китая (ВМФ НОАК) была создана специальная комиссия. Последние формальности по поводу собственности корабельного недостроя были улажены в 1993 году российско-украинским соглашением и препятствий к продаже не осталось.
В апреле 1998-го «Варяг» продали за 20 млн долларов китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd., базирующейся в Макао.
2 ноября 2001 года после некоторых дипломатических препирательств Турция дала разрешение на проход корабля на буксире через Черноморские проливы. Но на следующий день в Средиземном море разразился мощный шторм, что привело к обрыву буксирного троса, и корабельный корпус с находившимися на нём матросами ушёл в открытое море. Через три дня была предпринята неудачная попытка завести на «Варяг» буксирный трос, которая привела к гибели одного члена экипажа. Приключения закончились только в марте 2002-го, когда судно удалось поставить на верфь в порту Далянь.
Достройка корабля шла долго – не хватало технологий и специалистов. Мировая общественность узнала о появлении у КНР первого авианосца лишь в апреле 2011-го, когда обеспокоенные руководители Тайваня обвинили Пекин в желании укрепить свой флот. Так и произошло: 25 сентября 2012 года «Ляонин» вошёл в состав ВМФ НОАК.
Второй авианосец «Шаньдун» оказался практически копией единственного аналогичного корабля российского военного флота – «Адмирал Кузнецов». Этот авианесущий крейсер тоже был построен на николаевском заводе, представители которого, видимо, просто передали имеющиеся архивы специалистам Поднебесной. В декабре 2019-го «Шаньдун» пополнил ряды кораблей ВМФ НОАК и сейчас несёт службу на Южном флоте.
В июне спустили на воду третий авианосец – «Фуцзянь» водоизмещением 80 тыс. тонн, идёт заключительный этап его достройки. По мнению наблюдателей, за основу проекта этого корабля были взяты конструкторские решения недостроенного советского тяжёлого атомного авианесущего крейсера «Ульяновск», который планировалось ввести в строй в декабре 1995 года, однако после распада Советского Союза строительство было прекращено, и в 1992-м он был разобран на стапелях. А в Китае в настоящее время вовсю идёт разработка проекта четвёртого авианосца.
По словам востоковеда-китаиста Николая Вавилова, главная цель строительства авианосцев – защита от действий авианосных групп противника, прежде всего США и Японии, побережья страны, рядом с которым расположены крупнейшие экономические центры: Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Гонконг и другие.
По всей видимости, следующие авианосцы КНР будут возводиться на основе модели «Фуцзяня» (то есть «Ульяновска»), однако с обновлённой энергосистемой и добавлением катапульты.
Согласно предварительным оценкам, желаемое количество – шесть единиц – может быть построено к 2037 году. К этому времени, кстати, «Ляонин» формально отслужит свой срок.
Морское направление в развитии НОАК беспокоит западные страны. Британская газета The Telegraph в одной из недавних публикаций выразила опасение, что намерение Пекина вернуть Тайвань в «родную гавань» способно дестабилизировать ситуацию куда больше, чем российская военная операция на Украине. Автор материала назвал такое развитие событий «кошмарным сценарием».
Николай Вавилов полагает, что строительство авианосцев в Китае и напряжение вокруг Тайваня связаны лишь частично.
– Хотя средства ракетной артиллерии, авиации, радиоэлектронной и кибервойны дают НОАК возможность провести тайваньскую операцию без прямого участия авианосцев, которые призваны не дать включиться в конфликт Японии, – говорит он.
Также авианосцы необходимы Китаю для обеспечения безопасности торговых маршрутов в Южно-Китайском море и Малаккском проливе, отмечает Василий Кашин.
– Сейчас морским путём доставляется большая часть китайских товаров. Китай вообще стал крупнейшей в мире торговой державой и для доставки грузов использует корабли. И здесь могут возникнуть различные сложности, которые могут стать инструментом давления на Пекин. Ясно, что китайское руководство этого не желает и стремится обезопасить себя. Так что развитие авианосного флота здесь выглядит вполне обоснованным, – констатирует эксперт.
Его мнение разделяет и Николай Вавилов, напомнивший, что Пекин создал глобальную торговую империю, является крупнейшим торговым партнёром двух третей государств мира, многие из которых переходят на юань.
– Для поддержания этой гегемонии Китаю требуются мощный флот и большое количество военно-морских баз по всему миру. Одна из них появилась в 2015 году в Джибути, важная ещё и для защиты от пиратов, – пояснил собеседник.
«Китай планирует через строительство портовой инфраструктуры двойного назначения создать глобальную сеть контроля над своими товарно-сырьевыми потоками и обеспечить гегемонию юаня как минимум к середине XXI века». – Николай Вавилов, востоковед-китаист.
По его словам, удвоение числа авианосцев даст КНР возможность обеспечить и поддерживать свою гегемонию в Тихом океане и тихоокеанском пространстве, а с учётом новых экономических реалий нынешнего столетия это означает мировое доминирование с фактической изоляцией Соединённых Штатов как большого острова между Тихим и Атлантическим океанами.
– Конечно, в Пекине надеются достичь этой цели без применения силы, однако возможны столкновения, способные перерасти в глобальную войну. Достаточно вспомнить книгу отставного адмирала Джеймса Ставридиса «2034», согласно которой мировая война начнётся в Южно-Китайском море в 2032–2034 годах. Это вполне реальная интенция военно-политической элиты США, поэтому Китай готовится к такому сценарию, – заключил Николай Вавилов.
Фото: pixabay
Евгений Берсенёв
По материалам: “Октагон”