Вокруг солнца

Для многих компаний сезон отпусков означает как минимум снижение деловой активности, а для других это время лучших продаж

С точки зрения бизнеса лето — младший брат Рождества: для многих компаний сезон отпусков означает если не полный штиль, то снижение деловой активности. В то же время увеличивается спрос на пассажирские перевозки, номера в гостиницах, услуги туристических фирм, летних образовательных школ и чистильщиков бассейнов, растут продажи воды, мороженого. А еще – средств для защиты от загара и средств для улучшения загара, а также средств, абсолютно необходимых после загара.

Тяга к солнцу, равно как и стремление от него защититься – хорошая основа для бизнеса. В 1980-х BMW рекламировала модель своего кабриолета как «Идеальный солярий». Интересно, что примерно за полвека до этого такой посыл мог бы послужить антирекламой.

Во всем виновата Коко Шанель

Поклонение солнцу старо как мир, но пляжный отдых – не такое уж древнее изобретение. Преимущества пребывания на солнце начали понимать только в конце XIX в., когда промышленная революция загнала огромные массы людей в помещения. В Англии, например, большинство горожан практически не видели солнца: они работали в потемках на заводах и в шахтах и даже свободное время старались проводить дома – в тесноте и полумраке, но зато без уличного смога. В 1890 г. английский врач Теобальд Палм сделал открытие о связи недостатка солнца с развитием у детей рахита (другое название этого заболевания – английская болезнь) и первым объявил, что солнечный свет имеет решающее значение для развития костей.

Спустя год после этого американский медик Джон Харви Келлог (ставший позднее известным как изобретатель кукурузных хлопьев) придумал лечить пациентов светом. «Световую ванну» разработки Келлога, агрегат, внутри которого тело больного просто-напросто освещало несколько ламп накаливания, установил в Букингемском дворце английский король Эдуард VII, страдавший подагрой.

В 1903 г. Нильс Финзен, датский физиолог с Фарерских островов, получил Нобелевскую премию по медицине за инновацию в лечении волчанки при помощи концентрированного светового излучения. Но несмотря на постепенное признание пользы солнечного света для здоровья, загорелая кожа еще долгое время считалась моветоном, признаком принадлежности к низшим сословиям, вынужденным зарабатывать на жизнь физическим трудом под палящим солнцем.

Первой изменила это представление Коко Шанель, которая, как утверждают, в 1923 г. провела слишком много времени на своей яхте на Ривьере и вернулась в Париж с непривычным для светской дамы тех лет бронзовым загаром. И так как Шанель тогда уже была популярна, загар тут же вошел в моду. Ее великосветский приятель князь Жан-Луи де Фосиньи-Люсенж позже свидетельствовал: «Похоже, именно она изобрела загар. Она в то время была автором всего».

Страсти по бикини

На пути развития пляжной индустрии долгое время стояли представления о приличиях в одежде. Еще каких-то 200 лет назад голое колено считалось верхом неприличия, а женский купальный костюм мало чем отличался от обычного наряда: дамы проводили время на пляже и купались в длинных и пышных платьях и даже в шляпах и туфлях. Первые купальные костюмы появились в XIX в., но совместное купание мужчин и женщин, даже специально одетых, считалось неприемлемым. Знаменитые купальные фургоны, в которых отдыхающих завозили непосредственно в воду подальше от берега, позволяли сохранять приличия.

Пляжный дресс-код со временем стал менее строгим, но право носить облегающие купальники в тех же США было завоевано с боем. Начало положил пляжный скандал 1907 г.: актрису немого кино и известную пловчиху Аннет Келлерман, появившуюся на пляже в Бостоне в купальнике «без рукавов», арестовали, обвинив в непристойном обнажении. Келлерман активно продвигала купальники с улучшенной гидродинамикой: «Я хочу плавать, и я не могу этого делать в одежде, которую нельзя повесить на одну вешалку». Скандал ничуть не повредил ее репутации, а напротив, сделал австралийку героиней в глазах молодых американок, что она не замедлила повернуть себе на пользу, начав производить купальники под брендом Annette Kellerman.

К 1915 г. облегающие купальные трико уже были повсеместной пляжной нормой в Америке и Европе. Мода на раздельные купальники появилась только в 1930-х. Полоска, отделяющая шорты от топа, была практически незаметной, но постепенно становилась все шире. В США распространению раздельных купальников способствовали военные нормы: в 1943 г. вышло правительственное распоряжение тратить на каждый купальник на 10% меньше ткани (та же материя шла на производство парашютов). И все-таки раздельные купальники не нарушали табу – даже по голливудским меркам, нижняя часть пляжного наряда должна была доходить до пояса.

Настоящая бомба пляжной индустрии разорвалась летом 1946 г. во Франции, где два разных модельера практически одновременно представили новую модель невероятно рискованных для своего времени купальных костюмов. Первый дизайнер Жак Хейм, владелец магазина пляжных товаров в Каннах, выпустил свой минималистичный купальник L’Atome в мае. Новинку рекламировали нанятые Хеймом пилоты, самолеты которых выписывали над французской Ривьерой дымом надпись: «Самый маленький купальник в мире».

Конкурент Жака Хейма Луи Реар, инженер автомобилестроения по образованию, унаследовал от матери магазин нижнего белья в центре Парижа. Он утверждал, что идея маленького купальника пришла ему в голову независимо от Хейма, на пляже в Сан-Тропе, когда он увидел, как отдыхающие девушки подворачивали свои шорты, подставляя солнцу как можно больше тела для загара. Реар представил свою модель в июле того же года, спустя несколько дней после начала ядерных испытаний США на атолле Бикини. Он назвал свое творение Le Bikini, подразумевая, что его товар не менее знаковый, чем новая американская бомба.

Купальник Реара затмил предшественника смелостью и по сути: нижняя часть представляла собой два треугольника материи, соединенных тонким шнурком (всего на один купальник уходило рекордно мало ткани – 76 см). К тому же бикини был первым купальником, открывавшим пупок. Реар тоже нанял скайрайтеров и «уел» Хейма, написав в небе над французской Ривьерой: «Меньше самого маленького купальника в мире». Позже он запустил рекламную кампанию, утверждавшую, что право называться бикини имеет только тот купальник, который можно пропустить через обручальное кольцо.

Минимализм бикини оказался слишком даже для профессиональных моделей – никто из них не соглашался надеть его для демонстрации во время пресс-конференции, так что Луи Реару пришлось нанять стриптизершу из казино. Фотографии нового купальника облетели мир, и Реар получил более 50 000 писем фанатов нового пляжного наряда. Ватикан объявил ношение бикини грехом, этот купальник долго был запрещен на общественных пляжах Испании, Португалии, Италии, многих штатов США и на западном побережье Франции.

Впрочем, поначалу немногие женщины отваживались носить бикини, так что Луи Реар даже вернулся к производству обычного нижнего белья. С конца 1950-х все более обнажающие тело купальники стали пользоваться особенной популярностью в США. Но даже в 2015 г. бикини может вызывать шок. Обложка вышедшего прошлой зимой номера журнала Sports Illustrated, посвященного купальникам, вызвала бурю негодования в США. Фотографию светловолосой модели Ханны Дэвис, демонстрировавшей провокационно открытый бикини в журнале о спорте, многие в Америке сочли непристойной, порнографической и «унижающей достоинство женщины».

Лучевая болезнь

В том, что купальники стали более открытыми, есть заслуга другого «летнего» товара. Защитой кожи от вредного воздействия солнца озаботились еще до пляжного бума: соответствующие исследования начались в начале XX в. Создание первого крема от загара приписывают как минимум четверым изобретателям. Один из них, австралийский химик Милтон Блейк в конце 1920-х смешал активные ингредиенты мази от ожогов и получил крем, вышедший позже на австралийский рынок под брендом Hamilton Sunscreen (существует до сих пор). Во Франции свой вариант крема от загара предложил в 1936 г. химик Эжен Шуллер, основатель L’Oreal. Но более эффективным из первых подобных товаров был Gletscher Crème австрийского химика Франца Грейтера, который однажды сам сильно обгорел на солнце. В 1938 г. вместе с женой-косметологом он разработал и крем, и стандарт измерения эффективности защиты от солнца SPF (sun protection factor).

В США изобретателем крема от загара считают аптекаря Бенджамина Грина, который тоже на собственном опыте ощутил необходимость защиты кожи от ультрафиолета во время службы на Тихом океане во Вторую мировую войну. Аптекарь придумал желеобразное вещество на основе вазелина, которое назвал Red Pet Vet. Оно действовало как физический барьер между кожей и солнечными лучами. Вернувшись с войны, Грин проверил свое средство в субтропиках родной Флориды, усовершенствовал его, запатентовал и основал компанию по производству средств защиты от солнца Coppertone.

В другом свете

Темные очки далеко не сразу стали применяться в качестве солнечных. Одни из первых моделей появились в XII в. в Китае – там их носили судьи, чтобы в ходе заседаний не выдать собственных эмоций. Позже появились очки с темно-зелеными стеклами, которые неплохо защищали от яркого света, но носили их только люди пожилые и страдающие заболеваниями, которые дают осложнения на глаза (чаще всего – сифилисом, поэтому темные очки долгое время считались признаком распущенности).

Актеров кино очки с затемненными стеклами поначалу защищали не от солнца, а от ослепляющих магниевых вспышек фотоаппаратов. Но голливудские знаменитости всегда были примером для подражания – на этом и основана мода на темные очки. Массовое производство темных очков наладил в 1929 г. в Атлантик-сити некий Сэм Фостер, основатель компании Foster Grant.

Но первые именно солнцезащитные очки были созданы благодаря военным летчикам. Многие из них жаловались на головную боль и тошноту из-за яркого слепящего солнца. По заказу генерал-лейтенанта Джона Маккреди в 1929 г. производитель медицинского оборудования Bausch & Lomb из штата Нью-Йорк выпустил очки с антибликовым покрытием под брендом Ray-Ban, который впоследствии стал культовым.

Фото: pixabay

Анна Коппола

По материалам: “Компания”

Ранее

Европа нарастила поставки косметики и лекарств в Россию

Далее

Вложиться в бетон

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru