Перевозчик судится с Минфином и Росжелдором
ОАО «Российские железные дороги» подало в московский арбитраж иск против Министерства финансов и Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). Иск связан с компенсацией выпадающих доходов из-за льготного тарифа для пригородных пассажирских компаний на использование инфраструктуры в 2011 году. Сумма исковых требований — 4,8 млрд рублей, пояснили «Известиям» в пресс-службе РЖД.
Три года назад власти перестали полностью возмещать убытки от пригородных перевозок: за перевозки отвечают созданные ППК, финансовые планы им формируют региональные власти, которые стали заказчиками перевозок. РЖД в свою очередь предоставляет железнодорожную инфраструктуру и электрички и в теории должна получать вознаграждение от ППК.
Однако этим компаниям разрешено платить монополисту 1% от этого инфраструктурного тарифа, остальные 99% приходится на фиксированные субсидии РЖД. В 2011 году федеральная субсидия составила 25 млрд рублей, а расходы РЖД на инфраструктуру составили 29,8 млрд рублей. Следовательно, выпадающий доход — 4,8 млрд рублей, пояснили «Известиям» в пресс-службе. На эту сумму и предъявлен иск.
Минфин подтвердил факт получения искового заявления, но пока никак не прокомментировал. Оперативно отреагировать не смог и распорядитель средств, которые ППК получают от Минфина на свое существование, – Росжелдор.
В 2012 году РЖД потратила на инфраструктуру 31 млрд рублей, выпадающий доход составил 6 млрд рублей, в 2013 году — 32,6 млрд рублей, выпадающий доход — 7,6 млрд, рассказали «Известиям» в пресс-службе РЖД. В 2014 году, по предварительной оценке, на инфраструктуру будет потрачено 33,1 млрд рублей, а РЖД недополучит 8,7 млрд рублей. удет ли госкомпания подавать в суд по убыткам 2012–2014 годов, в РЖД не уточнили.
По мнению Киры Корума, руководителя судебной и арбитражной практики из «Яковлев и партнеры», срок исковой давности (по общему правилу, это три года) в новом деле не истек. Выпадающие доходы РЖД были исчислены, скорее всего, в 2012 году, говорит Корума.
Гендиректор аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов замечает, что основной доход ППК уходит на оплату аренды подвижного состава у РЖД. Компании платят безумные суммы, сопоставимые с собственной выручкой. Например, Свердловская пригородная компания платит 2 млрд рублей при выручке в 2,5 млрд рублей, при этом формирование инфраструктурных платежей непрозрачно. Проблема убыточности ППК в некоторой степени обусловлена высокой стоимостью аренды подвижного состава, согласен с ним глава агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
Региональные бюджеты не могут сформировать целевые показатели в части достижения объемов перевозок и финансовом поддержать перевозки из бюджета, поэтому перспективы достижения прибыльности для ряда ППК призрачны, говорит Бурмистров. Электрички уже давно проигрывают в конкурентной борьбе автобусам и маршруткам. Сокращение количества курсирующих составов не решает проблем, а лишь усугубляет проблему, поскольку пассажиры переключают еще больше внимания на автотранспорт.
Ситуация осложняется неплатежами регионов. Местные власти являются единственными заказчиками перевозок, а также уполномочены устанавливать тарифы на билеты ниже реальной себестоимости. Регионы должны компенсировать ППК потери в доходах, но отказываются платить. Большая часть субъектов не выплачивает даже 50% необходимой суммы. В данной ситуации ведущий эксперт компании «Финам» Дмитрий Баранов не видит для РЖД иных путей решения коллизии, кроме как судебное взыскание выпадающих доходов.
Он заявляет, что полностью поддерживает РЖД, потому что пригородные перевозки убыточны и компания не может тащить этот воз на себе. Баранов видит два выхода: либо регионы или государство платят, сколько полагается, либо сокращается количество поездов. Расписание времен СССР, когда электрички ходили раз в 10–15 минут, сейчас недостижимо.
Как напоминают «Известия», это не первое судебное разбирательство между структурами РЖД и Минфином. В марте Арбитражный суд Москвы обязал Минфин выплатить «дочке» РЖД, Федеральной пассажирской компании, 8,9 млрд рублей в счет убытков от плацкартных перевозок в 2011 году. Также в марте московский арбитраж принудил Минфин компенсировать РЖД перевозку льготников в 2009 и 2010 годах. Сумма компенсации составила 7 млрд и 1,7 млрд рублей соответственно.
Евгений КОСТИН
Фото: fedpress.ru