В России решено ужесточить контроль за мигрантами и усилить меры ответственности иностранцев за нарушения ими правил пребывания в РФ
Совет безопасности России анонсировал масштабные мероприятия по ужесточению миграционного контроля и усилению ответственности иностранных граждан за нарушение российского законодательства. Для этих целей предусмотрены изменения в действующее законодательство РФ. А правоохранителям и спецслужбам намечены задачи по выявлению террористов и экстремистов, использующих миграционные каналы для совершения преступлений.
Президент Путин напомнил членам Совбеза о своём поручении администрации и правительству реформировать миграционный режим и институт гражданства до 2025 года и сделал акцент на необходимости учитывать все потенциальные вызовы.
Как следует из материалов аудиторов FinExpertiza, во втором квартале 2022 года в РФ на миграционный учёт с регистрацией по месту пребывания встали 4,16 млн иностранцев, при этом работу в качестве цели приезда указали 3,12 млн человек (75%) — это рекордно высокое квартальное значение за весь период доступной статистики. Однако эти цифры не охватывают тех, кто прибыл в РФ как турист, воспользовавшись безвизовым режимом.

— Главная цель государства — это приоритетная защита интересов именно своих граждан, и в этой связи ужесточение миграционной политики вызвано объективной реальностью, — пояснил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю Михаил Романов. — И дело не только в пресечении деятельности экстремистских и террористических ячеек, которые подпитываются мигрантами, а в том, что каждый мигрант, находясь в нашей стране, должен понимать, что тут действуют другие культурные особенности, законы и правила, которые нельзя не исполнять.
Как будут решаться поставленные задачи?
На первое место выходит поддержанный президентом Путиным проект создания адаптационных центров (АЦ) для мигрантов. О том, что такие госучреждения необходимы, ещё в августе заявлял глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. На сегодняшний день в России существуют миграционные центры (МЦ) — это место, куда приходят иностранные граждане для того, чтобы получить разрешительные документы (а для этого надо пройти медицинское освидетельствование, сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться). Но у АЦ задачи шире — не только оформить документы, но и обеспечить сопровождение нахождения мигрантов в РФ, в том числе, ведя учёт их занятости и мест фактического проживания. Последняя функция пересекается с некоторыми задачами Министерства внутренних дел (МВД). Кроме того, предполагается, что АЦ будут нести функцию культурной адаптации иностранных граждан, вплоть до обучения детей мигрантов по российским общеобразовательным программам.

Вторым, но не менее важным пунктом является направление, которое обозначил секретарь Совбеза Патрушев. В частности, он анонсировал проведение мероприятий по поддержанию правопорядка в местах компактного проживания мигрантов.
Опрошенные Лайфом эксперты считают, что для успешного решения этих задач и сохранения должного уровня порядка на постоянной основе потребуется привести к единому знаменателю все уже существующие правовые нормы в области миграционного законодательства, и это возможно сделать только при активном участии законодателей.
— Если речь о недопущении этнических анклавов на территории РФ, то надо определиться, что считать таким анклавом. А для этого следует ввести правовое понятие этих образований и, возможно, их статус для администраций регионов и структур МВД, — считает эксперт-политолог Игорь Круговых.
С этим согласны и правоохранители. Источник Лайфа в Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ пояснили, что в настоящее время термины «диаспора”, “этноанклав” и т.д. имеют расширенную смысловую нагрузку, а правовой — не имеют вообще. Хотя если бы в законе такое понятие было, то это облегчило бы задачу профилактики правонарушений, так как появилась бы законная возможность вести организованную работу, например, с этногруппами.
Третьим направлением специалисты обозначают необходимость пересмотра порядка выделения квот, так как нелегальный труд является главным стимулом для нелегальной миграции.
— К сожалению, сейчас мигрант может въехать в РФ формально для того, чтобы трудиться на стройке в Краснодарском крае или для выращивания овощей в Астраханской области, а в итоге работать курьером в Москве, и ответственность за это практически никогда не наступает,— отметил старший юрист компании “Европейский дом права” Залимхан Магомедов. — Решить этот вопрос можно только усилением ответственности тех, кто оформляет квоту. И тут требуется не только обозначить некие штрафные санкции, но и, например, отзыв лицензии у нарушителя. Вот тогда это будет реальной мерой.

Запрет или наведение порядка?
Представители строительного бизнеса, аграрных и транспортных компаний часто заявляют об острой нехватке рабочих рук и формируют запрос для власти упростить въезд иностранцев в страну. Однако, по мнению специалистов, приток относительно “дешёвой” рабочей силы уже не является драйвером экономического роста даже для больших городов РФ.
— Сейчас мигрант, приехавший на низкоквалифицированную работу, очень быстро понимает, что он может воспользоваться полулегальными возможностями заработка. Отсюда мы и получаем рабочих несуществующих клининговых компаний и курьеров с фиктивным оформлением в строительной фирме. И без ужесточения контроля со стороны государства навести порядок уже невозможно, — рассказывает адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин.
Фото: pixabay
Максим Греков
По материалам: “Life”