Geely–были

Китайские авто могут занять 60% рынка России в 2023 году

В 2023 году доля продаж китайских автомобилей в России может достичь 60%, прогнозируют в ГК «Автодом» и Национальном автомобильном союзе. Эксперты опираются на тенденции 2022 года, когда россияне приобрели почти 120 тыс. машин китайских марок, а их доля выросла с 3,7% в первом полугодии до 33% во втором. Это связано с уходом с нашего рынка европейских и американских концернов. Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД) дает более скромную оценку, предрекая китайцам порядка трети рынка в 2023 году. Экспансия производителей нашего восточного соседа позволит быстро удовлетворить спрос, но в долгосрочной перспективе может помешать развитию отечественного автопрома, полагают специалисты.

Курс на Китай

Доля китайских производителей на российском автомобильном рынке стремительно растет. Если в первом полугодии 2022-го она составляла лишь 3,7% (13,8 тыс. из 370,2 тыс. проданных), то во втором — уже 33% (105,7 тыс. из 317,1 тыс. проданных), следует из статистики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В целом продажи автомобилей в России в 2022 году сократились на 58,8% — до 687,3 тыс., подсчитала АЕБ.

Наиболее популярными среди китайских марок стали Chery, Haval и Geely. Доля этих машин на российском рынке продолжит расти и в 2023 году, считает гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.

— В 2023 году доля новых китайских авто в продажах может быть 60% и выше. При этом автомобили отечественного производства также имеют много комплектующих из Поднебесной. Поэтому фактически у россиян нет возможности выбора — китайский автопром или некитайский. Скорее всего, нам придется привыкать к тем интерфейсам и тем параметрам автомобилей, которые предлагают поставщики, — отметил в разговоре с «Известиями» эксперт.

С таким прогнозом солидарен президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

— Если мы говорим об официальных дилерах, то у них, кроме АвтоВАЗа и моделей от нашего восточного соседа, больше ничего и не осталось. На мой взгляд, доля китайских автомобилей на отечественном рынке будет выше 60%, — подчеркнул он.

Доля китайских брендов в продажах будет расти, однако не так существенно, отметили в разговоре с «Известиями» представители Ассоциации российских автомобильных дилеров. Организация прогнозирует, что в 2023 году в России будет продано порядка 785 тыс. новых машин, из них китайских — не менее 250 тыс. (32%).

К такой оценке склоняется и член общественного совета ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. По его мнению, прогноз в 60% маловероятен из-за высоких цен на китайские автомобили.

— Прогноз-консенсус у автоэкспертов по продажам новых авто в России в 2023-м находится на уровне 800 тыс. автомобилей, из них только АвтоВАЗ соберет 400 тыс. Но доля машин из Китая может достичь 40%, если дилеры и производители пересмотрят ценовую политику, — отметил эксперт.

Вне конкуренции

Недостаток конкуренции ведет к неоправданному росту цен на такие модели, как Geely и Haval, констатировал автоэксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.

— Сейчас новые модели китайских кроссоверов стоят столько же, сколько двумя годами ранее Volvo или Skoda. Всё потому, что у людей остается два варианта — либо Китай, либо Lada. Но и на продукцию отечественного автопрома цены кусаются. Простенькая комплектация Granta стоит в районе 800 тыс. рублей, но без ABS и кондиционера — это дорого, — отметил эксперт.

Виктор Кондрашин считает, что ситуация с ценами сможет поменяться тогда, когда на отечественный рынок начнут поступать авто из Ирана.

Активное присутствие китайского автомобильного бизнеса на российском рынке должно помочь восстановить объемы продаж до уровней 2021 года в течение трех-четырех лет, но это имеет как свои плюсы, так и минусы, отметил Андрей Ольховский.

— В долгосрочной перспективе это может означать, что мы не получим технологический суверенитет, о котором говорит государство. Поэтому задача состоит в том, чтобы поменять этот тренд и начать финансировать собственное производство, которое поможет создать действительно российский продукт в автомобильной индустрии, — подчеркнул гендиректор ГК «Автодом».

В то же время, по мнению Петра Шкуматова, для качественного производства отечественных автомобилей Россия всё равно должна взаимодействовать с Китаем. Мало того, плотное взаимодействие компаний может помочь выйти на уровень производства автомобилей в России в миллион авто в год уже в 2024 году.

Отношение автомобилистов к китайским машинам уже много лет меняется в лучшую сторону, особенно когда они появились в каршеринге и стало возможным проверить их на практике, подчеркнул эксперт.

— Качество китайских автомобилей за последние годы резко выросло и находится на уровне лучших мировых брендов. Отчасти это подтверждает тот факт, что в Китае в прошлом году продано порядка 26 млн автомобилей, что в два раза больше, чем американский рынок, — отметил Петр Шкуматов.

«Зеленый» бизнес

Кроме роста продаж китайских машин в 2022 году российский автомобильный рынок удивил интересом к электромобилям, причем как к подержанным, так и к новым.

— В 2022 году продажи электромобилей с пробегом выросли на 48% по сравнению с 2021 годом, — рассказали «Известиям» в «Авито Авто». — В январе – феврале этого года покупкой электромобилей с пробегом интересовались в 1,5 раза чаще, чем годом ранее, а покупкой новых электрокаров — в 12 раз чаще.

В целом 2022 год стал рекордным по продажам электромобилей, сообщила «Известиям» руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

— Россияне приобрели 2998 новых электромобилей — это на треть больше результатов 2021 года. Самой популярной у наших покупателей пока остается Tesla — их продано 991 штука. На втором месте оказался Volkswagen, а замкнули тройку Audi. Также в пятерку вошли российско-китайский Evolute и Porsche, — рассказала «Известиям» эксперт.

Марина Дембицкая считает, что рост интереса к «зеленым» машинам связан с большим выбором моделей благодаря параллельному импорту и развивающейся инфраструктуре.

Фото: pixabay

Роман Солдатов

По материалам: “Известия”

Ранее

Омбудсмен ДНР прокомментировала отказ СБ ООН в выступлении

Далее

Японский баг

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru