Город пятидесяти куполов

Такой высокий статус как нельзя лучше подходит для характеристики Вологды.

13

Города, как и люди, имеют свои дни рождения. У одних они документально зафиксированы в государственных актах, истоки других — в преданиях, след которых теряется в глубокой дали веков.

Старинный русский город Вологда ведет отсчет своего исторического бытия с сентябрьского дня 1147 года, когда на берег реки Вологды после многомесячных странствий пришел киево-печерский инок Герасим. Увидев здесь небольшое поселение, он срубил невдалеке от него келью, «прорицая ту быта граду великому, и святей церкви воздвигнутися, и святителем водворитися» (из тропаря преподобному Герасиму. — Авт.).

Ну, и как можно, путешествуя по Русскому Северу, миновать этот чудо-город?

— Основателя Вологды, святого Герасима, помнят и чтут не только у нас, но и на Украине, — сказал, встречая нас, протоиерей Александр Лебедев, настоятель архиерейского Покровского подворья, куда мы привезли в дар икону Собор преподобных старцев Печерских.

Вологду именуют городом пятидесяти куполов за обилие здесь православных храмов и церквей. По благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, икону мы должны были привнести именно в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Оказывается, его история уходит своими корнями в глубокую древность. Первый деревянный храм на этом месте возник в XIII веке. Никаких точных письменных источников о его существовании не сохранилось. Но то, что церковь Покрова сгорела в 1486 году, упоминает летопись Вологды. Отстраивалась ли она заново — неизвестно. Довольно скоро, во 2-й половине XVI века, на ее месте появляется новая домовая «государева церковь», располагавшаяся во дворце Ивана Грозного.

Пожар 1605 года уничтожил царский дворец и близлежащие церкви. Кое-что из церковной утвари удалось спасти, церковь же пришлось возводить заново. Сделано это было довольно быстро. Во второй половине XVII века был построен новый деревянный храм, главный престол которого освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Каменное здание Покровского храма построено во второй половине XVIII столетия. В клировых ведомостях дата построения отмечена 1777–1778 годами. В краеведческой литературе значится 1789 год, а в документах вологодского архива имеется прошение священника Алексея Петрова от 19 декабря 1784 года с просьбой об освящении вновь построенной церкви: «… церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что внутри града… строением каменная построена и ко освящению, со всем церковным благолепием, приуготовлена…». Освящение состоялось 6 апреля 1785 года.

Покровская церковь была закрыта в 1926 г., а возрождение прихода началось в начале девяностых годов прошлого века стараниями протоиерея Василия Павлова. Здание храма, принадлежавшее к тому времени Педагогическому институту, использовалось в качестве архива. 27 июня 1991 года решением горсовета здание было передано верующим. Свое первое молитвенное собрание внутри храма община провела 4 декабря того же года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Сегодня, как рассказали нам местные прихожане, при подворье работает воскресная школа, а для ее воспитанников — лагерь летнего отдыха в селе Пески на Кубенском озере. Для прихожан круглогодично организуются паломнические поездки по святым местам, действует Община трезвения, огромные усилия направляются на восстановление приписных храмов.

Меня лично в храме заинтересовали росписи, которыми покрыт купол храма, стены и парусные своды, поддерживающие купол. Оказалось, что они являют собой последний этап русского искусства стенописи. Среди многочисленных икон храма запомнилась древняя, средней величины, икона Спаса Нерукотворного Образа. Оказывается, перед этой иконой ежегодно накануне 16 августа, после вечернего богослужения, совершается под открытым небом водосвятное молебствие при стечении многих богомольцев из своего и других приходов. В объяснение обычая молебствовать перед этой иконой устное предание говорит, что в старину вологодские купцы, отправляя весной свои товары на судах к городу Архангельску, да и вообще отправляясь в путь по торговым делам, всегда совершали молебствие перед этой иконой.

…Образ, доставленный на Русский Север из первого русского монастыря, мы торжественно внесли в храм по окончании Божественной литургии и поместили в центре храма. К нему приложились все прихожане. Батюшка благословил нас на дальнейшую дорогу, пожелал Божией помощи на всем многотрудном пути.

А затем мы осмотрели другие необычайно красивые архитектурные памятники древней Вологды, лично убедились, что многочисленные храмы и монастыри и сегодня являются мощными очагами просвещения, истории и духовности. В центре города высится торжественный и величественный Софийский собор, построенный в 1568–1570 годах — одна из святынь русского Севера, первый каменный храм города. Величественна вологодская София, возводившаяся, как почти все большие церкви того времени, по образу Успенского собора в Московском Кремле. В XVII веке возле Софийского собора возникает ансамбль Вологды — бывший архиерейский двор (Вологодский Кремль). Высокий восьмигранный столб соборной колокольни со стрельчатыми арками звона построен в 1896 году на месте разрушенной шатровой колокольни XVII века. Старинные колокола, бережно перенесенные на новую колокольню, полностью сохранились и до наших дней.

О русском царе Иване Грозном я знал только из истории. А в Вологде смог пройти по тем местам, где несколько веков назад хаживал Иван Грозный. Как гласит история, чувствуя себя здесь в большей безопасности, он решил создать тут свою новую резиденцию. Существует легенда о том, что Иван Грозный хотел превратить Вологду в столицу, но этому якобы помешал упавший с потолка недостроенного Софийского собора осколок кирпича, который едва не пришиб царя. При Иване Грозном в Вологде начали возводиться крепостные стены, открывшие первую страницу в летописи вологодского монументального строительства. Всеми градостроительными работами руководил один из выдающихся русских инженеров XVI века — Размысл Петров.

Здесь же, неподалеку от Архиерейского дома близ кафедрального Воскресенского собора, находится церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского — покровителя воинов и защитников всей Руси. И как, скажите, человеку, прослужившему в армии не один десяток лет, не зайти в церковь, которая после перевода в Вологду в 1910 году 198-го Александро-Невского пехотного полка была единственным в городе полковым военным храмом? Тем более, что 6 мая 2004 года, в день преподобного Георгия Победоносца, в церкви Александра Невского был открыт мемориальный комплекс памяти воинов-вологжан, погибших в Афганистане и Чечне. 176 фамилий высечено золотыми буквами на мраморных плитах….

…А по левобережью медленной излучины реки Вологды серебрянотканым поясом тянутся старинные церкви Сретенья, Иоанна Златоуста, Дмитрия Прилуцкого, Николы во Владычной слободе и Спаса во Фрязинове — каждая со своим неповторимым очертанием и тихим светом. Перед красотой церквей и храмов Вологды, перед безмолвием Софийского собора отступает суетность, а об Отечестве здесь думается высоко и значительно.

Валерий ГРОМАК

спецкор «НВ»

ВОЛОГДА

Фото автора

Видеобуклет о других святынях России — на портале http://nv.antikontrafakt.ru

Ранее

Возвращение из небытия

Далее

Федор Конюхов может подтянуться на перекладине 27 раз. А вам слабо?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru