Декларационная кампания пока не справляется со своей антикоррупционной задачей.
Российские чиновники всех мастей отчитались о своих доходах за прошлый год. Нынешняя декларационная кампания распространилась не только на федеральных и региональных руководителей, но и на глав муниципальных учреждений – вплоть до директоров школ и врачей.
Однако, по мнению экспертов, с главной своей задачей – борьба с коррупцией – обязанность отчитываться о доходах явно не справляется. Те, кому есть что скрывать, находят лазейки в законе.
Вся зарплата – на благие дела
Тем не менее опубликованные сведения могут натолкнуть на некоторые размышления. К примеру, откуда у губернатора Тульской области Владимира Груздева годовой заработок в 776 млн. рублей, в то время как у его коллеги Рашида Темрезова из Карачаево-Черкесии – всего 882 тыс. рублей? Выясняется, что доход по основному месту работы у Груздева составляет лишь малую часть его общих прибылей. До вступления в должность тульский губернатор был совладельцем крупной торговой компании. Сообщается также, что свою официальную зарплату в 580 тыс. рублей в год тульский губернатор предпочитает тратить на благотворительность, пишут «Новые известия».
Эксперт лаборатории антикоррупционной политики Высшей школы экономики Юлия Галямина уверена: голые цифры доходов ни о чем не говорят. Можно, конечно, обратить внимание на косвенные признаки состоятельности – автопарк, зарплаты жен, недвижимость и т.д. Например, известно, что абсолютное большинство губернаторов почему-то выбирают сплошь Toyota Land Cruiser и Lexus. А жены руководителя Ростовской области Василия Голубева и опять же Владимира Груздева из Тулы – настоящие миллионеры: первая заработала в прошлом году 20 млн. руб, вторая – 200 млн.
При публикации сведений об имуществе от общественности скрывается ряд важных параметров, сетует координатор проекта «Декларатор» Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл» Юлия Воробьева. «Например, не указывается год выпуска автомобиля или район, в котором располагается недвижимость должностного лица. Поэтому сложно оценить стоимость владений и сравнить их с доходами», – говорит Воробьева «НИ».
Президенту страны Владимиру Путину, судя по всему, также не по душе непрозрачность деклараций. Недавно утвердил новую форму справки о доходах. Отныне надо будет указывать все источники поступлений денег на счета чиновников. Но при этом далеко не факт, что эти сведения станут общедоступными.
«Нужно в первую очередь собирать сведения не по доходам, а по расходам. Потом уже смотреть, законны ли заработки», – уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Сейчас указывать сведения о расходах управленцы должны только в том случае, если покупки превышают трехлетний семейный бюджет. Юлию Воробьеву из «Трансперенси Интернешнл» волнует, что зачастую для уличенных в несоответствии доходов и расходов представителей власти никаких последствий не возникает.
Отчитались все, но не во всем?
Как отмечает издание, пока еще никто из губернаторского корпуса не был обвинен официальными структурами в утаивании своих реальных доходов. А вот чиновники рангом пониже то и дело попадаются на несоблюдении закона. Например, в Татарстане прокуратура требует уволить сотрудников Минтруда республики, которые утаили часть заработков своих семей. В Краснотурьинске Свердловской области за предоставление недостоверных сведений о доходах на днях был уволен начальник городского управления образования Сергей Шевченко.
Тем не менее до увольнений даже в случае выявления нарушений антикоррупционного законодательства доходит далеко не всегда. Заместитель главы города Ейска Краснодарского края не указал, что его жена является учредителем нескольких юридических лиц, и отделался лишь замечанием. В департаменте лесного комплекса Вологодской области, как выяснило надзорное ведомство, чиновники владели акциями коммерческих предприятий, но сурового наказания не понесли. В Волгоградской области 14 исказивших декларации госслужащих привлечены к дисциплинарной ответственности. В Рязани чиновники, судя по всему, решили избежать и таких, прямо скажем, не слишком серьезных проблем: местная Дума заявила, что представленные депутатами сведения проверять нельзя. По их утверждению, запросы в кредитные организации и регистрационную палату будут нарушать права подающих декларации и банковскую тайну.
Зампредседателя Союза представительных органов муниципальных образований РФ Владимир Холопов убежден: если муниципального чиновника поймали на злонамеренном сокрытии дохода или имущества, то необходимо принимать строжайшие меры, удаляя его со службы. Однако он делает оговорку: например, награжденным почетными грамотами попутно перечисляют на карту денежное дополнение. Мало кто к моменту заполнения декларации сможет вспомнить о том, что этот источник дохода также нуждается в декларировании.
Их зарплаты могут шокировать
В России, между тем, есть категории госслужащих, которые и вовсе не отчитываются перед общественностью. Топ-менеджеры принадлежащих государству компаний отказываются сообщать широкой публике о своих зарплатах, мотивируя это отсутствием закона, который бы обязал их обнародовать такого рода информацию. «Это, как и в разы более высокие зарплаты министров по сравнению даже с рядовыми служащими, наглядная демонстрация социальной несправедливости», – заявил «НИ» Михаил Делягин.
Действительно, вынесения на суд общественности размер доходов топ-менеджеров вызывает резонансный эффект. Так, в Интернете бурно обсуждаются сведения о доходах сотрудников «Олимпстроя». Президент госкорпорации и его заместители смогли заработать за год более чем по 10 млн. рублей каждый. Даже куда более скромные заработки госчиновников, бывает, вызывают если не бурю эмоций, то недоуменные вопросы. Например, заместитель главы администрации Рязани Лариса Крохалева (4,2 млн. рублей в год), как выяснилось, получает больше, чем президент Владимир Путин (3,7 млн.). А мэр Краснодара Владимир Евланов (8,9 млн. рублей) обошел губернатора всего края Александра Ткачева (2 млн. рублей).
Холопов объясняет: случаи, когда руководители муниципалитетов получают зарплату больше, чем региональные и федеральные служащие, имеют место, но они редки. «Если муниципалитет по численности немногим уступает численности всего субъекта, к тому же является донором всего регионального бюджета, то высокая зарплата руководителей может являться заслуженным вознаграждением», – считает он.
Нужно еще пристальнее следить
В этом году число госслужащих, которых обязали публиковать свои декларации, расширилось. Впервые были опубликованы сведения о доходах деятелей культуры – граждане теперь могут узнать, сколько получают руководители театров, музеев и цирков. Налоговые проверки могут добраться даже до главных врачей больниц и директоров школ.
Юлия Галямина говорит, что необходимость отчитываться о доходах, конечно, сдерживает чиновников, однако возможность для серых схем это не отменяет. По ее мнению, необходим комплексный подход, в том числе и надежный инструмент по контролю за достоверностью предоставляемых сведений. Но пока, увы, этого нет.
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков заметил, что чиновники постепенно научились прятать свои активы с помощью офшорных компаний. «Реальной борьбы с этим пока не ведется», – считает парламентарий.
Эксперты сходятся в одном: декларационные кампании полезны и вносят существенный вклад в антикоррупционную политику, однако существующих механизмов их контроля явно недостаточно. Нужно еще пристальнее следить за доходами и расходами «слуг народа».
Евгений КОСТИН