Сергей Комков о новом законопроекте Госдумы.
Уже давно ни для кого не секрет, что российская Государственная Дума превратилась в орган, принимающий законы, как говорят в таких случаях, не лезущие ни в какие ворота. Докатилась эта волна уникального законотворчества и до системы образования. Депутатам показалось мало того, что они под диктовку своих заокеанских «коллег» перевели все российское образование в сферу коммерческих услуг и насадили в школе идиотскую угадайку под названием «ЕГЭ». Теперь они вплотную занялись повышением «имиджа» этого дебильного образования. Видимо, для того, чтобы раз и навсегда покончить с любыми критическими замечаниями в его адрес. А заодно – и в свой. Потому что уж слишком часто их стали укорять в недостаточном внимании к социальным проблемам государства Российского.
А, если говорить конкретно, представители депутатского корпуса всерьез предложили наказывать за любые критические замечания в адрес педагогических работников. Причем, наказывать реально, с использованием статей Уголовного Кодекса. Взрослых – от штрафа до исправительных работ… Видимо, на дачных участках директоров школ и начальников управлений образования. А детей – исключением из школы.
То есть, пришел возмущенный отец в школу и высказал учительнице (или, не дай Бог, – директору) все, что он думает об их методах обучения и воспитания – извольте на 15 суток красить забор. Плюнул ученик в завуча жвачкой – пошел вон из школы навсегда!
Ну, прямо идиллия какая-то получается! Как очень просто, оказывается, можно решить все проблемы сегодняшнего образования. Так и классы скоро не будут переполненными. Численность учеников может сократиться сразу вдвое. А то, ведь, сегодня там сидит по 40-45 человек. Разве с такой оравой управишься? Да и критиков среди родителей у школы сразу поубавится. Действительно, кому охота лишний раз на исправительные работы попасть?
В этой связи мне сразу вспоминается наделавший много шума фильм Валерии Гай Германики «Школа». Он вызвал в свое время настоящую бурю возмущения. В чем только авторов фильма не обвиняли! И все это лишь потому, что они осмелились показать самые неприглядные черты современной российской школы. При этом все эти, так называемые, «критики» забыли одну мудрую поговорку: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива!»
Уже давно всем понятно, что российская школа катится вниз по ведущей вверх лестнице. И первыми по этим ступенькам шагают наши «любимые» учителя. Шагают порой не по своей инициативе. Очень часто спотыкаются и падают, увлекая за собой вниз подрастающее поколение. Но упорно продолжают продвигаться вперед. Пресмыкаясь перед всем и вся. Опасаясь потерять свою нищенскую зарплату, больше похожую на пособие по безработице. Забыв о понятиях чести и достоинства. Издеваясь над собой и над теми, кого они призваны обучать и воспитывать.
Очень по-человечески жаль этих людей, многие из которых больше не видят перед собой никакой другой жизненной перспективы. Но это не значит, что мы должны спокойно относиться ко всему, что они делают. И уж тем более нельзя спокойно относится к подавляющему большинству нынешних руководителей школ, которые важнейшую миссию главы педагогического коллектива свели к вульгарному администрированию, превратились в неких топ-менеджеров. А кое-кто из них вообще превратил школу в свою личную вотчину, учителей – в подсобных работников, а учеников – в барских холопов и в мальчиков и девочек для битья.
И в таких условиях законодатели предлагают нам прекратить любую критику в адрес школы?
Что это? Элементарная глупость или законотворческий идиотизм?
И потом, почему вдруг решили выделить оскорбления в адрес конкретной категории работников – школьных учителей? И не породит ли это затем целую волну дополнительных депутатских инициатив?
Завтра нам предложат наказывать за ненадлежащее отношение к врачам. Послезавтра – к работникам торговли. Затем – к дворникам. А далее – даже трудно себе вообразить! Дело может дойти до персональной ответственности в рамках статей Уголовного Кодекса за пренебрежительное отношение к чиновникам и депутатам!
И это кончится тем, что половина населения страны будет безвозмездно круглосуточно трудиться на исправительных работах на благо Родины. Вот уж, действительно, решение всех проблем! Сразу же прекратятся разговоры о российских экономических провалах, и государство засияет новым блеском!
Ход, прямо скажем, уникальный.
Что же касается системы образования, то, конечно же, в львиной доле ее проблем повинны не простые работяги-учителя, а те, кто, сидя в своих министерских и депутатских кабинетах придумывают все новые и новые способы, как эту систему окончательно угробить.
Поэтому вместо того, чтобы пытаться оградить российскую школу от общественного внимания путем введения каких-то запретительных или ограничительных мер, нашим депутатам лучше следует задуматься над тем, как изгнать из российской школы всякую заокеанскую заразу, вернуть в нее дух творчества. Подготовить для этой школы новую умную, грамотную и общественно активную когорту учителей. Тогда, скорее всего, сам собой отпадет вопрос об охране престижа нашей современной российской школы.
Но для этого надо очень много и серьезно думать. А вот с мозгами-то, похоже, у наших депутатов пока еще очень серьезная проблема.
Сергей КОМКОВ
президент Всероссийского Фонда Образования,
д.пед.н., академик МАНПО, профессор